Ольга Сульдина
Консультация для родителей старшей группы «Как составить домашнюю библиотеку»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей старшей группы
«Как составить домашнюю библиотеку»
В современном мире возникла проблема - это приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Как составить домашнюю библиотеку“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома? Конечно - литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.
И для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.
Какие же книги могут увлечь ребенка? Хотелось бы назвать основные группы таких книг :
Сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира
Это могут быть стихи в переводе Маршака, Чуковского, Токмаковой, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым, Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.
Различные сборники сказок, народных и авторских
Сказка всегда привлекала детей возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.
Книги о животных
Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир детей. Это произведения Чехова, Толстого, Перовой, Куприна, Пришвина, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой - эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.
Веселые книги
Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда К. Чуковского, Б. Заходера, Д. Хармса. С восторгом воспринимают дети произведения Н. Носова, В. Драгунского. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.
Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний
Альбомы по искусству
Чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Мы с папой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В старшем дошкольном возрасте очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т. е. систематизировать по типу взрослой: сказки, по временам года, книги одного автора, рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т. д.
Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Дом для книги») и постепенно ее накапливать.
У каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книга, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание книги.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Такую работу полезно проводить совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.
Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.