Ирина Квиткина
Консультация для родителей старшей группы «Патриотическое воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Патриотическое воспитание ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, нашей многонациональной Родине.
Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями города, села, начинают гордиться им. Знакомясь с родным городом и его достопримечательностями, ребёнок учится формировать представление об окружающем мире. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине. В связи с этим имеет огромное значение знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Любовь к патриотизму формируется через проявление любви к природе. Это прогулки в лес, на реку и в поле, экскурсии по детскому саду, прогулки на улице, наблюдение за природой. Яркие впечатления о родной природе помогают ребенку стать патриотом своей страны.
Цель нравственно – патриотического воспитания детей – сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны
Задачи:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о
столице России;
-воспитание гражданско- патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, а особенно это близкие люди (папа, дедушка, дядя). Старшие члены семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) должны привить детям необходимо - важные понятия. Это «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Необходимо у ребенка сформировать понимание о любимой Родине, что Родина чтит своих героев, которая отдала жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей.
Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приё мы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Рекомендации родителям :
*Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.