Татьяна Москаленко
Консультация для родителей «Слово — ключ, открывающий сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Жители древнегреческих Афин регулярно наблюдали необычного молодого человека: то он бродил по городским улицам, вслух читая стихи с полным ртом камней, то стоял у моря, разговаривая с бьющимися о берег волнами. Этим загадочным юношей был будущий выдающийся оратор Демосфен. Он всегда мечтал об ораторской славе, но от природы у него был слабый голос и плохое произношение. Демосфен постоянно размышлял, как улучшить речь, и постоянно работал над совершенствованием дикциии. Его старания, как мы знаем, не прошли даром: он всем известен благодаря своему красноречию, и заодно доказал, что свою речь можно улучшатьь. По примеру Демосфена действовали впоследствии многие ораторы, актеры, дикторы. Чуть позже стали появляться разные приемы и упражнения для совершенствования речи.
Публикация «Консультация для родителей „Слово — ключ, открывающий сердца“» размещена в разделах
Слово «дикция» в переводе с латинского dictio - «произношение». Оно означает, насколько отчетливо и правильно мы произносим звуки во время разговора, пения или чтения поэзии. Почему это важно? Наверное, вы бывали в ситуации, когда важно обратить на себя внимание, доказать свою точку зрения. «Послушайте меня!» — говорит человек окружающим, но его никто не слышит в общем гуле. Но если у человека грамотная, хорошо поставленная речь, звонкий голос и правильная интонация, он всегда обращает на себя внимание и привлекает слушателей даже без помощи посторонних шумов.
Невнятная речь часто становится причиной того, что человека не всегда понимают, а иногда и не воспринимают всерьёз. Плохая дикция является проблемой, которую необходимо исправить в детстве. Чёткие и командные голоса мальчиков, нежные звонкие голосочки девочек – то, что приятно каждому родителю, воспитывающего своего ребёнка. Главное – это вовремя заметить проблемные звуки и исправить их.
Развитием дикции и речи можно заниматься в игровой для ребенка форме дома. И здесь нам на помощь приходят скороговорки.
"Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов". Так говорит о ней специалист по детскому фольклору В. П. Аникин.
Большинству взрослых несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто смеются над нами. Поэтому игра становится более интересной, потому что это уже не просто трудные для произношения звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, вроде похожих, но отличающихся друг от друга.
Текст каждой скороговорки - это уникальная игра речи. Скороговорки не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не зря в народе появилась такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Чтобы изучение скороговорок происходило с пользой для дикции, важно тщательно подготовиться и осваивать скороговорки этапами.
Подберите скороговорки, подходящие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Для маленького ребенка хватит 2–4.
Сначала медленно произнесите скороговорку малышу и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
Научите ребенка произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь важна не скорость речи, а четкость.
Когда скороговорка выучите, можно играть с детьми в суфлера – они четко шепотом могут подсказывать вам текст.
Постепенно произносите скороговорку всё быстрее и громче, но ритмично.
А когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, можно разнообразить занятие, внеся в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.
Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
Хорошей идеей будет представить занятие в виде следующей игры: вы бросаете ребенку мяч и говорите скороговорку, потом мяч бросает ребенок и повторяет скороговорку он.
Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.
Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.
Желаю удачи!
Подготовила Т. А. Москаленко