Ольга Николаевна Сытник
Консультация для родителей «Игра-ключ к душе ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-ключ к душе ребенка»
Играть мы любим очень :
Вы знаете друзья!
Без игр прожить ребенку,
Никак, никак нельзя!
Для вас, родители, уже не новость и не открытие, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности-игра.
А. С. Макаренко «Игра в жизни ребенка имеет то же самое место, какое у взрослого занимает деятельность, служба, работа».
-Как вы думаете, для чего играет ребенок?
-для чего нам необходимо обучать ребенка игре?
Публикация «Консультация для родителей „Игра-ключ к душе ребенка“» размещена в разделах
Заметили ли вы, что современные дети играют гораздо меньше, чем их сверстники лет десять-двадцать назад? Нет, играть-то они иногда играют, но как-то по-другому. Погружаются в мир виртуальных героев или имитируют битву киборгов с зомби наяву. Самое печальное, что взрослые в этом особой беды не видят – меньше бегают, меньше шумят, меньше пачкаются.
- Какая польза от пряток, салочек и прочей детской ерунды?
Зачем родителям неиграющий ребенок?
Живя в насыщенном информационном пространстве, взрослые стремятся быстрее приобщить к нему и детей. Как можно раньше научить считать, читать, писать, манипулировать компьютерной мышью – для многих родителей самое главное. А то, что малыш не умеет играть – ничего страшного. Но такой взгляд на ребенка, как на маленького и несовершенного пока что взрослого, чреват серьезными последствиями.
Игра для ребенка– не просто забава
Каждый этап становления детской игры соответствует определенной фазе в его познавательном и социальном развитии.
Годовалый малыш, стуча ложкой по тарелке, с удивлением открывает для себя мир предметов, наполненный цветами, звуками, вкусами. Запрети ему тянуть новые объекты в рот, и цепочка его восприятия станет неполной.
До 1 года-ребенку важна эмоциональная связь с матерью и близким окружением. А значит, игровой арсенал будет состоять из:
-потешек, сказок
-погремушек (важна форма, затем цвет)
-музыкальных произведений
-пальчиковой гимнастики со звукоподражаниями
Примеры: По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам
В ямку бух, упал петух…и прокричал ку-ка-ре-ку….
Пальч. гимн. -Сорока-ворона, кашу варила ….
Игры с 1г до 3 лет- на активное познание мира, когда основной деятельностью становится предметно-манипулятивная.
Игровой арсенал:
Пирамидка, сенсорные игрушки (звучащие, передвигающиеся, музыкальные, толокушки, тактильные, зрительные, игрушки для движений (каталки, мячи, тележки, игрушки для развития мышления (зачатки наглядно-действенного)-крупные картинки, парные домино; игрушки для социального развития-домашний уголок, машинки, профессиональная атрибутика (костюмы) для ряжения; куклы, машинки;
Трехлетний, играя, знакомится с функцией замещения одной вещи другой. И вот уже перевернутый стул превращается в машину, готовую сорваться с места. За такими нехитрыми манипуляциями скрывается нарождающаяся символическая функция сознания, дающая мощный толчок в развитии мышления.
3-4 года- сенситивный период развития восприятия и сенсорных эталонов. Основной вид деятельности- потребность в общении, в уважении, расширении спектра игр. Тип мышления-наглядно-действенное.
Игровой арсенал:
-игры на цвет, форму, размер, вес, величина (единицы метрической системы)
-пазлы (для восприятия рисунка)-восприятие картины по частям
-подвижные игры, т. к. данный возраст-это время «попрыгунчиков».
4-5 лет- возраст активного развития воображения, проявление самостоятельности, половая идентификация. Тип мышления- зачатки наглядно-образного мышления на базе развития воображения.
Основная игра-сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок проводит время, познавая взрослую жизнь, это некоего рода репетиция.
Интеллектуальные игры:
Домино, карточные игры, конструктор, театрализованные игры; игры на развитие памяти, внимания.
Пятилетний доктор тщательно выслушивает и выстукивает своего плюшевого мишку. Не стоит ему мешать. Он не просто забавляется, а постигает при помощи игровых действий мир взрослых ролей и отношений
5-6 лет-возраст формирования саморегуляции, самопознания, самокритичности, социального взросления. Тип мышления- наглядно-образное.
Виды игр:
-стратегические игры (на командообразование, с правилами)
-словесные игры, игры-гадалки, первые дневники,
-минимализм игрушек (маленьких размеров, предпочтение отдельным видам игрушек.
Шестилетний ребенок, лежа на пушистом ковре, кажется, ничего не предпринимает. Перед ним выстроились солдатики, но он ими даже не управляет. Да это и не обязательно – все битвы проходят в его воображении. Внутренний план действия – то, что понадобится ему в будущей учебной деятельности.
Маленький правдолюбец, доказывая папе в игре в шашки, что «поддаваться нечестно», учится жить по нормам и правилам взрослого общества.
В игре малыш способен освоить многие важные навыки, в том числе трудовые, которые в процессе обычной деятельности ему выполнять совершенно неинтересно. Не хочется убирать в комнате? Давай ты будешь сверхточный робот-уборщик. И разбросанные по комнате игрушке в один миг занимают свои места на полках. А через некоторое время соблюдать порядок в комнате просто войдет в привычку.
Чем опасна «недоигранность»?
Загружая малыша танцами, иностранными языками, фигурным катанием, следует не забывать и о его свободном времени для игр. Взрослые, не признавая великой ценности игры, лишают ребенка естественного хода его развития, предписанного самой природой.
Замена игры взрослыми видами деятельности, к которым можно отнести и преждевременную учебную деятельность в ее традиционном виде, приводит к ограничению познавательного развития детей, да и социального тоже. Стоит ли удивляться, что малыш не может справиться с простым творческим школьным заданием, потому что у него крайне плохо развито воображение. Некоторые дети, правда, возмещают время, которое они не доиграли в дошкольном детстве, непосредственно в классе, предпочитая упорному умственному труду инфантильные забавы, типа самолетиков во время контрольной.
Ребенок, который не выработал в процессе детских игр с правилами разумный контроль над своим поведением, ведет себя без нареканий только из-за страха быть наказанным. Совершенно ясно, чем грозит подобное безответственное поведение, особенно в период взрослости.
Играть надо учить!
Отбросив в сторону все неотложные вечерние дела, понаблюдайте за тем, как играет ваш ребенок. Какие сюжеты для своих игр он выбирает? Да и играет ли вообще, или, подобно взрослым, предпочитает убивать время у телевизора и компьютера? Есть над чем задуматься? Тогда вперед! Вспомните свои детские игры. Постройте вместе с ребенком фантастический город из заброшенных кубиков. Сделайте прическу заскучавшим куклам. Достаньте, наконец-то, с антресолей запылившийся мяч. Отправляйтесь все вместе на улицу. Гармоничное детство невозможно представить без игр, которым ребенка обязательно надо обучить, как и прочим жизненно важным навыкам.