Семёнова Людмила
Консультация «Умение слышать слово»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начать занятия по обучению грамоте? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Но как это сделать? Когда мы знакомим ребёнка с каким-то предметом, мы даём ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребёнка переключилось со смысловой стороны на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придёт игра.
Публикация «Консультация „Умение слышать слово“» размещена в разделах
Поиграем с малышом в "жуков". Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. "Какую песенку поёт жук? - спрашивает взрослый. "Ж-ж-ж" - отвечают дети. "Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку : ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. "А давайте послушаем,есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-жницы? Тоже есть! Жаворонок. И в этом слове жук поёт свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поёт в этом слове жук песенку? Нет!"
Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное протягивание звука "ш" - с шелестом листьев, длительное произнесение звука "з" можно сравнить с полётом комара., быстрое повторение звука "п" - с пыхтением ёжика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых "звенит комарик", "работает мотор" (р-р-р). Вначале ребёнок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Старайтесь строить эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нём подчёркивается, произносится более длительно, чем другие.
Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть например, шипящие, свистящие. Гораздо труднее выделить такие звуки, как "б", "п", "д", "т". Но очень важно чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука ("ж-ж-жук", с большим трудом будут переходить к подчёркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть. Поэтому очень важно, чтобы взрослый занимающийся с ребёнком, мог легко менять свою артикуляцию ярко подчёркивая в слове тот звук, который ребёнок должен выделить и назвать изолированно. Вам придётся самим поупражняться научиться интонационно подчёркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.
Постепенно начинайте учить и ребёнка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчёркивать один звук. Например, вы играете с ребё нком в такую игру: "Кто назовёт больше слов со звуком "р"?" Ребёнок увлечё нно говорит :"Корова, подарок". Прервите его: "Я не слышу, где же там звук "р" Пусть малыш произнесёт слово по-другому : "Корррова" - только тогда вы услышите.
Не сердитесь, если не всё сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях - и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребёнка, а главное, будет расти его желание заниматься.
Желаю удачи!