Романова Елена
Консультация для родителей «Сказкотерапия влияние на эмоциональную сферу детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить
его воображение».
Д. Родари
Развитие речи у каждого ребёнка проходит индивидуально, несмотря на определённые возрастные критерии, и связно с наследственностью, психической конституцией, характером, окружающей средой. Как отмечает Пассов Е. И. «Речевое умение» и «речевая способность» развивается под влиянием речевого общения. Покровская Ю. А. также отмечает, что речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия влияние на эмоциональную сферу детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Важно сказать, что в последнее время увеличивается количество детей, имеющих задержку речевого развития, при чём усугубляется тяжесть и стойкость речевых недостатков. Вторичным нарушением при задержке речевого развития является задержка познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
В последние десятилетия, также особенно остро обсуждается вопрос влияния компьютерных технологий на онтогенез и эволюцию речи и мышления Замещение человеческого способа общения в семье гаджетами представляет существенную опасность, так как нарушается нормальный ход и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей.
Согласно проведённому мной в социальных сетях опросу «Что выбирает современный ребёнок?» только 33 % детей по мнению родителей выбирают сказку, 67% процентов детей выбирают компьютерные игры. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к художественной литературе, а именно к малым фольклорным формам-сказкам.
Важно напомнить родителям о том, что роль сказки в жизни детей огромна. Рассказывая ребёнку сказки, мы помогаем развивать его особенный внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме вышесказанного, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее адаптируются в детских образовательных учреждениях.
Конечно, выбирать сказку лучше в соответствии с тем или иным возрастом ребёнка. Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные. Сколько удовольствия и пользы приносят детям сказки, где в характерных чертах фигурируют: хитрая лиса, неуклюжий, тяжёлый на подъём медведь со своей страшной силой, жадный волк, глупый баран с крепким лбом, козёл, страшный только по наружности своей бородой и рогами, лукавый коток - серый лобок, прославленный задира - драчун петушок - золотой гребешок.
Как пишет Е. Н. Водовозова недурны также сказки с нравственным элементом, например, «Морозко», а также сказки о природе. Несомненно, необходимо избегать сказок, в которых дети найдут лишь праздный вымысел о ведьмах, чертях и мертвецах.
Весьма многие сказки, даже прекрасные по идее, совсем недоступны детскому пониманию: к ним следует отнести такие, в которых главным элементом является сатира над общественными недостатками, или те, которые изображают слишком сложные людские отношения. Вовсе не следует давать и тех из них, где в привлекательном виде представляется воровская удаль, пронырство, обман.
Важно и то, что сказка доступна ребёнку, как правило своим просторечным, но в то же время выразительным языком. Ребёнку постоянно приходится встречаться в них с меткими, образными народными оборотами речи, остроумными эпитетами, метафорами невольно запоминать сжатые и сильные определения. Они, несомненно, развивают дар слова и находчивость. Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует также интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму.
Родителям важно читать сказки с хорошей дикцией : если вы будете во время чтения чётко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребёнком вам не понадобятся.
Взрослые также должны помнить и о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и ребёнку. По мнению Ф. Кайнца в основе речевого высказывания лежат эмоции. Таким образом материалом для речи служит восприятие окружающих нас предметов и явлений, наши представления и чувственные переживания. Они создают психическую основу предречевой фазы и способствуют формированию суждения.
Оптимальным по мнению психологов временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно ещё и обсудить прочитанное.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования речи, которая является основой психического развития. Речь также представляет собой сложный психофизиологический процесс. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Метафоры, которыми насыщены сказки, обеспечивают взаимосвязь между левым и правым полушарием мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за речевую деятельность, а правое за воображение и творческое начало.
С помощью сказки ребёнок может не только развивать речь, но и разрешить свои детские страхи и переживания, ведь эмоционально-волевая сторона личности ребёнка ещё недостаточно сформирована. В этом отношении могут быть полезны сказки И. В.
Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» приводится множество примеров ситуаций, когда сказка может помочь в решении проблемы, это такие ситуации как: ребёнок не хочет засыпать (такое бывает не только с дошкольниками, не хочет кушать, боится темноты; не убирает игрушки, ребёнок стеснительный; не хочет ходить в детский сад; дерётся; огрызается на родителей (воспитателей, учителей) и другие ситуации. В этом направлении родителей может заинтересовать, например, и книга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».
Дидактический потенциал сказки огромен : она развивает и наполняет речь ребёнка, знакомит с моделью русской национальной картины, развивает воображение и мир фантазий, формирует целостную картину мира.
Важно ещё раз подчеркнуть, что сказка способствует развитию многих психических процессов, в том числе связной монологической и диалогической речи. Что в свою очередь закладывает основы успешного обучения в школе. Таким образом правильно формированная устная речь служит основой дальнейшего успешного развития грамоты, чтения и письменной речи.
Использование сказки для профилактики речевых нарушений у детей является доступным средством для родителей.