Игумнова Оксана
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа учителя-дефектолога в детском саду направлена на решение задач коррекционного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, трудности которых носят стойкий характер и требуют длительного наблюдения и специализированной помощи на различных возрастных этапах.
Как известно, успешность умственного и физического воспитания во многом зависит от сенсорного опыта детей, то есть от того, как ребенок полноценно воспринимает окружающий мир. сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Поэтому неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога является такое направление, как сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, ещё в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Сенсорное познание мира является основой развития ребёнка. С самого рождения дети познают мир наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, попробовать на вкус.
Чтобы достигнуть желаемого результата в развитии особенного ребёнка необходимо сотрудничество дефектолога с родителями. Поэтому я хочу рассказать о сенсорных играх, для чего они, из чего их можно сделать, в какие игры играть с детьми.
Игра «Тактильный мешочек»
Необходимо подготовить одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала можно использовать наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, гофрокартон, тонкий пенопласт, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырежьте по два кружка каждого материала и вложите кружочки в смазанные клеем крышечки.
Правила игры: необходимо положить в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
Игра «Весёлый ёжик»
Задания:
Предложить детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т. д.
Взрослый просит детей прикрепить : ёжику желтые, красные….иголки.
Взрослый предлагает ребятам прикрепить ёжику– 3 жёлтые, 4 зелёные иголки и т. д.
Взрослый просит ребят сделать ёжику разноцветные иголки чередуя желтый, зелёный, синий цвета.
Сенсорная коробка представляет собой ёмкость с разнообразным наполнением. Это может быть пластиковый контейнер, картонная коробка, миска или сундучок, которые можно наполнить любым содержимым, в зависимости от того, что есть под рукой. Это могут быть различные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны, веточки, камушки, грунт для аквариумов, крупы, бобовые, макаронные изделия, песок, кинетический песок, воду, вишнёвые косточки, мелкие игрушки, игрушки из киндер-сюрпризов, игрушки по различным лексическим темам, лопаточки, ложки, сита и т. д.
Игры с сенсорными коробками станут отличным времяпрепровождением с ребёнком. В зависимости от наполнения коробки вы можете снять эмоциональное напряжение, искать определённую игрушку наощупь, искать большие или маленькие предметы, геометрические фигуры, с детками постарше можно закапывать и находить буквы, цифры, сочинять сказки.
И всё-таки, чем же наполнить сенсорную коробку?
1. Для детей, которые всё тянут в рот, лучше подобрать крупные предметы, это могут быть клубки ниток разного размера и состава (например, шерстяные и акриловые нитки, колокольчики, массажные мячики, кубики, щётку. Самое главное, нужно подобрать предметы так, чтобы они различались по цвету, форме, и на ощупь – твёрдые, мягкие, шершавые, гладкие, холодные, тёплые.
2. Для развития орудийных действий хорошо подойдут сенсорные коробки с различными крупами. Можно смешивать, например, гречку с манкой и просеивать их через сито. Можно взять совочки, ложки, воронки, различные ёмкости и пересыпать крупу из одной тары в другую. Также для развития мелкой моторики рук в крупе можно прятать различные мелкие предметы и просить ребенка найти их, постепенно усложняя задания, например, не просто отыскать предметы, но и сортировать по какому-либо признаку. Для изучения домашних и диких животных и птиц можно собирать тематические сенсорные коробки, например, ферма или лес, зоопарк и т. д. Для совсем маленьких или неговорящих детей это отличный способ закрепить звукоподражание, а для детей постарше закреплять названия животных, их среду обитания. Животных можно кормить, чистить, укладывать спать и т. д. А также такие игры хорошо развивают воображение и сюжетно-ролевую деятельность.
3. Также можно сделать сенсорные коробки по сезонам, они помогут познакомить детей с различными временами года, закрепить последовательность и признаки. В таких коробках лучше использовать больше природного материала, предварительно его обработав.
Например, для зимней коробки можно использовать рис, крахмал, пену для бритья, вату. Можно добавить животных, обитающих на северном и южном полюсах.
Как обработать природные материалы для сенсорных коробок? Для начала тщательно промываем их под проточной водой. Затем раскладываем на противень и даю просохнуть. Затем противень поставить в разогретую до 80 градусов духовку примерно на полтора часа, дверцу духовки немного приоткрыть, каждые пол часа перемешиваем.
Обязательным условием игр с сенсорными коробками является то, что они должны проходить под чутким присмотром взрослого, чтобы ребёнок не тащил мелкие игрушки в рот или нос.
Таким образом, сенсорные игры позволяют решить большое количество различных задач, помогают раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка, помогают интересно и с пользой провести время с ребёнком.