Светлана Муравьева
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем детстве велико :
совершенствование деятельности органов чувств;
накопление представлений об окружающем мире.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (это общепринятые образцы внешних свойств предметов, у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений происходит через игру, через игровые ситуации. В игре дети непроизвольно осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве.
В группе у нас живут мишутка, зайчик, и множество других игрушек. И игровые сюжеты связаны с ними – мы им помогаем узнать, какого цвета солнышко – желтого, какой оно формы – круглое и т. д. Для создания игровой ситуации мы используем имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Очень помогает в работе дидактическая игра «Грибочки на полянках» (состоит из четырех секций основных сенсорных цветов-эталонов : красного, синего, зеленого, желтого). Мы на ней изучаем и закрепляем цвета.
Составляя картинки из геометрических фигур, каждый малыш отыскивает нужную геометрическую фигуру, определяет цвет, который нужен и т. д.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку “Сорока-белобока”, детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т. д.). А обыгрывая потешку “Курочка-рябушечка”, дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в “Ладушки-оладушки”, малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала,. всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.
В раннем возрасте стоит задача подготовить детей к последующему обучению математике через:
Знакомство с основными эталонами цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
Дидактические игрушки-вкладыши на различение величины, используя потешки, стихи, игры с пальчиками, дидактические игрушки.
Знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Игровые ситуации на развитие вкуса, обоняния, осязания, слуха.
Развитие мелкой моторики рук : застежки, шнуровки, бусы (крупные) для нанизывания, мозаики и т. д.
Ознакомление с простейшими настольно-печатными играми: лото, разрезные и парные картинки.