Александра Цепок
Консультация для родителей «Самооценка: что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка: что это такое?
[/b]
Давно известно, как разрушительно действует на любого человека внушение
ему низкой самооценки. Чаще всего такая самооценка закладывается в
подсознание человека в детстве, в результате постоянного давления на
ребенка со стороны сверхопекающих, недоверяющих ему родителей.
Авторитарная "педагогика" понижает самооценку детей и программирует в
жизнь ущербных, нетворческих, неспособных любить, эгоистичных и
несчастных людей.
Публикация «Консультация для родителей „Самооценка: что это такое?“» размещена в разделах
Что же такое самооценка? Самооценка человека - это его самоощущение,
оценка личностью себя и своих возможностей, места среди других людей.
Человек, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу
честности, ответственности, сострадания, любви, и способен видеть.
От чего зависит самооценка? В детстве, особенно раннем, круг общения
ребенка предельно сужен, и большую часть времени ребенок проводит в
кругу семьи. Самооценка ребенка напрямую зависит от модели воспитания,
которой следуют его родители. Результаты психологических исследований
показали, что в среднем дошкольник ежедневно слышит 432 негативных и
всего 32 позитивных заявления (то есть четырнадцать к одному, таким
образом, нет ничего удивительного в том, что многие дети страдают от
неуверенности в себе.
Как проявляется самооценка ребенка?
Ребенок с адекватной самооценкой - реалистично оценивает самого себя,
доброжелателен, спокоен и уравновешен. Активность, находчивость,
бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те
качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно
участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Ребенок с завышенной самооценкой - стремится во всем быть лучше
других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший
(сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает
агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Ребенок с заниженной самооценкой - пассивность, мнительность,
повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной
самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться
хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети,
которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в
общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и
принимают близко к сердцу, если это им не удается.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас,
дорогие родители, узнал своего ребенка?
Каким образом родители могут повлиять на формирование адекватной
самооценки детей
[/b]
1. Найдите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить
ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем.
2. Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже
если, не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь
разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают
правильными или неправильными.
3. Показывайте детям свою бескорыстную любовь. Дети, которых любят
и ценят, скорее всего, будут счастливыми и лучше себя вести.
4. Установите последовательные, твердые ограничения, это позволит
ребенку понять, что окружающий мир предсказуем.
5. Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или
незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети
чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего
ожидать.
6. Уважайте усилия ваших детей, им так многому приходится учиться.
7. Объясните ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно
понять, что ошибки дают человеку возможность учиться.
8. Помогите ребенку почувствовать его важность, с раннего возраста
поручая ему какие-нибудь дела или обязанности по дому, чтобы
помочь семье.
9. Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не
фиксируйте внимание на его слабостях.
10. Избегайте сравнения своего ребенка с другими, не важно, будет ли это
сравнение в его пользу или нет; пусть он знает, что его любят и ценят
таким, какой он есть.
11. Пусть ваш ребенок знает о семейных корнях, рассказывайте ему
интересные детали о вашей семье и семьях ваших родителей, об
истории семьи. Просите об этом ваших родственников.
12. Обязательно устраивайте семейные праздники. Установите
собственные семейные традиции, обычаи, ритуалы, чтобы все с
нетерпением их ждали.
13. Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы,
серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными,
бесконечно повторяющимися и скучными они вам не казались.
14. Поймите, что "безобидные" прозвища или шуточные поддразнивания,
кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются
вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к
нему!
15. Старайтесь смотреть на вещи глазами вашего ребенка; помните, что его
понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте.
16. Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не "вообще". Если ребенок
видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать
хорошо, он, скорее всего, их повторит.
Как похвалить ребенка
1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку – один, из наиболее
действенных педагогических инструментов. Если ребенка хвалят
слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка. С
другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него
вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное
ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание
других, чтобы чувствовать себя адекватно.
2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как
аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!
3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят, за
конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его.
"Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что
краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в
вышеприведенную фразу вы добавили бы "но. ", весь ее позитивный
эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола,
но в углах осталось немного". Однако вы можете после похвалы
ребенка за его усилия сделать паузу, а потом добавить: "А в углах так
трудно отскребать, давай попробуем вместе".