Любовь Шевченко
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников.
Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,тем
успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатления-ми, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Для развития выразительной речи необхо-димо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Театрализованные занятия разви-вают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать пер-сонажам, сопереживать разыгрываемые события.
На занятиях с детьми разыгрываем разные ситуации. Например: Инсценировка «Знакомство». Делю детей на три подгруппы. Каждой из них даю задание:
Первая группа: знакомство на празднике дня рождения.
Вторая группа: в группу пришла новая девочка.
Третья группа: в гости пришел взрослый человек, мама занята.
Каждая группа обсуждает, и решает, как сделать общение инте-ресным и радостным. Так же проводила игру «Конкурс хвастунов». Где дети должны хвастаться, но не своими успехами или красотой, а дру-гом, который стоит справа. Им очень понравилось говорить хорошие слова о друге, и, конечно же, им было приятно слушать, как рассказы-вают о нём.
В упражнение «Волшебные очки». Дети также говорили хорошие слова о своих друзьях. Эти занятия воспитывают дружбу, добро, чест-ность.
В группе есть театральный уголок, где имеются маски, настольный театр, кукольный театр. В любом возрасте в сказках можно открыть не-что сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессозна-тельно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего воз-раста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».
Содержанием занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Рассказав казахскую народную сказ-ку «Три друга» предложила детям игру драматизацию, выбрала, кто из детей будут актерами. Вспомнили особенности персонажей (хитрая лиса, злой волк, добродушный медведь, храбрый козленок и т. д.). Дети должны изобразить походку, движения, голос (интонацию) выбранного персонажа. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театра-лизованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то ро-ли. Для этого я предлагала выбрать героя своей придуманной сказки. Желающих было много. Все сказки или рассказы, которые показали де-ти, были о добре, дружбе, любви.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впи-тывает в себя, то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в бу-дущей жизни. На занятии лепка по теме «Герои сказки» дети лепили ге-роев сказки «Теремок» В конце занятия провожу анализ, затем я выбра-ла детей со своими поделками, и предложила обыграть сказку. Сказка получилась интересная, детям понравилось.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педаго-гов – работа. Проводятся выступления детей на праздниках. Дети полу-чают огромное удовольствие от участия в таких праздниках и развлече-ниях, особенно когда их родители принимают в них участие.
Используя «Кубик настроения» предлагаю детям
Сядем на пригорке да расскажем чистоговорку,
Ра-ра-ра, у театра детвора.
Ра-ра-ра, у театра детвора?
Ра-ра-ра, у театра детвора!
Слежу за правильным и чистым произношением, в соответствии с настроением, на которое указал кубик.
«Минутка шалости» игра на развитие певческого дыхания : «По-играем животики».
Предлагаю сделать глубокий вдох, наполнить воздухом живот, медленно выдыхая воздух как бы сдуем живот. Обращаю внимание на то, что вдох через нос, выдох через рот.
Игровое упражнение «Догадайтесь, что я хочу Вам сказать».
Предлагаю показать разнообразное эмоциональное состояние че-ловека, используя следующие жесты и мимику: хмурит брови; сжимает губы; грозит пальцем; закусывает нижнюю губу; качает головой из сто-роны в сторону; плечи приподнять, руки развести. Упражнения для раз-вития умения передавать различные чувства, на развитии мимики и же-ста.
Мимические этюда: «Ем лимон». «Солёный чай». «Тепло - хо-лодно». «Сердитый дедушка». «Лампочка потухла, зажглась». «Грязная бумажка». «Рассердились на драчуна». «Показать, как кошка выпраши-вает колбасу».
Этюды на выразительность жеста: «Артисты пантомимы». «Жарим картошку» : набираем, моем, чистим, режем, солим, жарим, едим.
Игра «Воздух, желе, камень». По команде педагога дети выпол-няют движения:
- «Воздух» ваши движения становятся воздушными, лёгкими.
- «Камень» движения скованные, жёсткие.
- «Желе» движения плавные, пружинистые.
Игра «Дружные звери». Развивает внимание, выдержку, согласо-ванность действий. Дети распределяются на три группы – медведи, обе-зьяны, слоны. Затем я называю поочерёдно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например:
медведи – топнуть одной ногой,
обезьяны – хлопнуть в ладоши,
слоны – поклониться.
Развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность де-тей, память мышление и воображение, творческие способности, форми-руются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие ре-чевых и познавательных функций. Я считаю, что каждый ребенок та-лантлив изначально, и театральная деятельность дает возможность вы-явить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения.