Галина Тихонова
Консультация для родителей «Роль семьи в автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в автоматизации звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Во – первых, родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Во – вторых, родителям необходимо знать, что коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов: подготовительный, постановка звуков, автоматизация звуков, дифференциация звуков. Когда звук поставлен, он не сразу закрепляется в речи ребенка. Это очень длительный и кропотливый этап - этап автоматизации звука. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
К автоматизации поставленного звука переходят тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
В – третьих, родители должны помнить о правилах проведения занятий с детьми дома:
• Дети в возрасте до 6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение».
Занимайтесь от 5 до 15 минут, т. к. затем внимание детей рассеивается.
• Важно ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным
произношением его в самостоятельной речи ребенка.
• Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком.
• Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Что же поможет разнообразить скучные занятия по автоматизации звуков и сделать эту работу более увлекательной? Это игровые приёмы.
Игровые приемы могут быть следующими:
«Колечки». Соединяем большой и указательный пальцы так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут следующие приё мы: рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора.
Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
Скрепки - скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.