Юлия Зеленько
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриота и гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА»
Одна из главных задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств у детей.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании патриота и гражданина“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Это чувство настолько велико, что не может быть выражено несколькими словами. Это не только любовь к Родине, но и к своему дому, к семье, к родной природе. Это гордость за свой народ и его подвиги.
С рождения ребёнок слышит родную речь. Колыбельные матери, первые сказки знакомят малыша с новым, для него миром, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.
С самого начала жизни мы учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
История создания и развития семьи прошла длинный путь, но во всё времена одной из главных ее функций была воспитательная. Семья передавала не только наследственные характеристики, но и психологические, а так же духовные, нравственные нормы и ценности. По своей глубинной сущности эти возможности семьи связаны с преемственностью времен, с переживанием психологического времени по механизму непрерывности. В основе этого - свойство природы сохранять в своих структурах «достижения» предшествующих поколений, чтобы продолжить их в будущем через жизнь человека, семьи в настоящем.
Важное значение имеют пророческие высказывания классика отечественной педагогики К. Д. Ушинского, согласно которым природа своими таинственными буквами записывает в теле человека всю историю его бессмертной души и эта дивная летопись природы передается из поколения в поколение, от отцов к детям, внукам и правнукам, разнообразясь, развиваясь, изменяясь бесконечно под влиянием истории; природа всегда успевает в бесконечном множестве характеристических черт в наружности и в душе человека выдвинуть на первый план черту народности. Она, как показывает опыт, выдерживает напор столетий и продолжает жизнь в миллионах отдельных личностей наших соотечественников в соответствии или вопреки национальному общественному воспитанию.
При этом диалектика взаимоотношения социального и природного проявляется в зависимости от результатов программы индивидуального развития человека от условий и характера воспитания, при которых оно происходит, от объема и качества информации, получаемой и перерабатываемой его мозгом. Следовательно, если мы хотим видеть личность в роли гражданина - патриота, то должны организовать процесс целенаправленного воспитания не только личности в условиях детского сада, но и целой семьи, чтобы воспрянули забытые или возродились новые ценности, связанные с любовью к Родине, с чувством национальной гордости, патриотизма, чувства сопереживания, взаимопомощи, воспитания потребности в свободе. Целенаправленность должна раскрываться в определенной периодичности, актуальности, рассматриваемых проблем и соответствующих формах организации – в познавательной деятельности, совместные детско- родительские вечера, поездки.
Чем чаще взаимодействуют в деятельности родители и дети, тем эффективнее результат их сотрудничества. Это проявляется в установлении отношений взаимопонимания, доброжелательности, искренности. Традиционной стала ситуация, когда родители тоже нуждаются в совершенствовании личностных качеств.
Семья, как непреходящая ценность, является важной вехой (ячейкой, узлом) социальной иерархии, способной решать возрождение русского народа на духовной основе результирующим показателем является патриотизм.
Возможности семьи в воспитании личности безграничны и соответственно еще до конца не изучены. Актуальность проблемы возрастает в условиях гуманизации образования, следовательно, необходимо вести педагогические исследования в данном приоритетном направлении.
Общая позиция современных социологических и психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является не просто важным, а необходимым, в высшей степени действенным компонентом воспитания
В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей, отрывая и свое собственное «Я», и других людей воспринимает преимущественно через призму суждений, оценок родителей.
Семья - это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.
Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать бережное отношение к родной природе; вызвать чувство гордости за достижения родной страны.
Проведенное нами анкетирование по выявлению отношения родителей к проблеме патриотического воспитания в дошкольном возрасте показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что ребенка необходимо воспитывать патриотом?» 70% родителей ответили «Да», 20% испытывали затруднения при ответе на данный вопрос. Только 30% от общего числа опрошенных родителей совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музей, выезды за город, что является основой патриотического воспитания.
Таким образом, можно говорить о том, что родители понимают необходимость патриотического воспитания своих детей, но сами затрудняются в решении этой проблемы.
Задача ДОУ - определить наиболее эффективные методы и формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников и совместными усилиями родителей и педагогов осуществлять учебно-воспитательную деятельность в данном направлении.