Ирина Хвостова
Консультация для родителей «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями.
Тема: «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста».
У двухлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников, забавах, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, веселые крики, смешные движения, главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребенок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четкого образа партнера, потому что их общение поверхностно и носит эпизодический характер.
Публикация «Консультация для родителей „Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».
Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты, и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучия малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т. е. к разрыву межличностных отношений. Поэтому учет данного состояния ребенка лежит в основе любого педагогического воздействия. В раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы – взрослые. Возникающая у младенца потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезают с возрастом, в 2 года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, этого возраста стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый (воспитатель, мама, папа) : мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков (Т. В. Ермолова, А. Г. Рузская).
Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В этот период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребенку всю его жизнь.
Организуя работу в группе по этому направлению, мы создаем нормы и традиции, которые включают определенную систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны, но дети должны их четко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательно соблюдения этих правил. О запретах сообщаем и родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома.
Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребенка в детском саду. Для этого изготовлена сюрпризная коробочка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т. д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость – это поздравление в день рождения с обязательным подарком и угощением.
Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. В группе создается такая ситуация, что ребенок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок.
Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребенок. В итоге в группе устанавливается атмосфера взаимного уважения и самоуважения, повышается самооценка детей.
Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребенка, но и других мелочей, которые он принес из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог. А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребенка.
Традиция Дня достижений помогает детям научиться делать то, чего они еще не умеют: надевать носки, застегивать пуговицы, причесывать волосы и т. д.
Традиция фотосессий и оформления фото стендов сплачивает не только детей, но и родителей. Дети очень эмоционально реагируют на снимки, если видят там себя или своих близких, гордятся этим и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растет авторитет среди сверстников.
Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности и душевные качества, мы достигаем хороших результатов в формировании у ни х комплекса культурных эмоций и корректируем недостатки эмоциональной сферы. Наши малыши дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, легко усваивают систему запретов, с удовольствием поддерживают порядок в группе, умеют здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей.