Топункова Елена
Родительское собрание в дошкольной группе «Роль родителей в нравственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Золотковская основная
общеобразовательная школа
Родительское собрание в дошкольной группе
«Роль родителей в нравственном воспитании детей»
Подготовила:
воспитатель дошкольной группы
Топункова Елена Михайловна
Квалификационная категория - первая
2015 г
Публикация «Родительское собрание в дошкольной группе „Роль родителей в нравственном воспитании детей“» размещена в разделах
1. Обоснование актуальности.
Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение.
Эрих Фром
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Необходимым условиям развития в ребёнке таких качеств является воспитание нравственности не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.
Особое внимание в деятельности дошкольной разновозрастной группы МКОУ Золотковской ООШ я уделяю укреплению связей с родителями. Поэтому, я решила провести для родителей обучающее родительское собрание, которое поможет им в воспитании нравственных качеств у детей.
2. Цель и задачи
Цель:
Развивать интерес родителей к образовательному процессу, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.
Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи.
Задачи:
Развивать стремление к педагогическому росту родителей;
Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей;
Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания, убедить в их целесообразности;
Оптимизировать детско - родительское взаимодействие.
3. Ожидаемые результаты
Повышение значимости нравственных качеств в воспитании детей для родителей, которая позволит воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это поможет детям к вступлению во “взрослую” жизнь, с её нормами и требованиями, привитие оптимистического восприятия жизни.
4. Методическая разработка.
Ход родительского собрания
Оборудование:
Включена тихая мелодия.
Эмблемы с обозначением групп.
Варианты ситуаций.
Карточки с вопросами.
На доске центр цветка (ромашки).
На столах лепестки ромашки.
Презентация «Нравственные качества».
Воспитатель.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы все с вами собрались, чтобы обсудить важную тему - нравственное воспитание в семье.
Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.
Игра на сплочение «Здравствуйте!»
Воспитатель : Я предлагаю всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом я буду называть страну и форму приветствия:
В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
В Италии – горячо обниматься.
В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
В Зимбабве – трутся спинами.
В Македонии – здороваются локтями.
В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
(Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению).
Воспитатель. Предлагаю вам разделиться на три группы. На спинках ваших стульев круги разного цвета (синего, красного, белого). У кого какой цвет присаживаются за стол со скатертью соответствующего цвета.
Мы сегодня с вами поговорим. Но есть одно условие: все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
Воспитатель.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
В. А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений. Ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал» (Слайд 1). Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребёнка скачет на языке.
Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья даёт ребёнку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
«Правила родительской гармонии».
(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).
Вопросы:
1. В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
3. На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
4. Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
Мы сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете?
(Ответы родителей, высказывание собственных мнений).
- Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности.
(Родители называют составляющие понятия нравственности и прикрепляют листок от ромашки к доске, распускается цветок). Вот такой у нас получился цветок нравственности.
А теперь давайте рассмотрим следующие блоки нравственного воспитания :
Воспитание гуманности как качества личности (Слайд 2);
Воспитание трудолюбия и желания трудится (Слайд 3);
Воспитание коллективизма (Слайд 4);
Воспитание гражданственности и начал патриотизма (Слайд 5);
И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребёнок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.
«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребёнку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребёнка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребёнок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребё нка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Подумайте:
1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребёнка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребёнок? (Ответы родителей)
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) (Ответы родителей).
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни.
СИТУАЦИЯ № 1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ № 2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ № 3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ № 4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
СИТУАЦИЯ № 5:
В семье двое детей : брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
2. Ребёнок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
3. Ребёнок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он учится. (быть благородным).
6. Ребёнок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
7. Ребёнок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
8. Ребёнка поддерживают, он учится. (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
10. Ребёнок живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребёнок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Практическое задание родителям
«Загибаем лист» :
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребёнка (родители загибают лист бумаги). А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребёнка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Работа в микро группах.
Синий стол.
"Лукошко сказок"
Вспомните русские народные сказки, которые символизируют крепкую связь разных поколений («Репка», «Колобок») и сказочные персонажи, которые олицетворяют собой мужские и женские ценности (Иван Царевич, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы).
Красный стол.
"В лучах родительского солнца"
В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
Белый стол.
"Конверт откровений"
Организовать выставку рисунков родителей «Познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).
В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка – ребёнка.
От родителей дети берут самое прекрасное и чистое. Поэтому Вы, родители, должны помнить, что Вы являетесь главными педагогами, главными воспитателями. От Вас зависит будущее общества. Надо помнить, что ребёнка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.
Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих родителей, и приобщению родителей к развитию нравственности своих детей. Для этого разработали ряд мероприятий:
• Консультации для родителей на тему : «Почему мама грустит?»;
• Проведение праздников совместно с родителями;
• Игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?», «Скажи ласково».
Для Вас, уважаемые родители, мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток, а также список с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома.
Становление нравственности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
На этой ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу. Желаем Вам успехов!