Гостева Елена
Консультация для родителей «Родители пример для своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества,
которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у
родителей. Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим:
родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является
психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим,
так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям
Публикация «Консультация для родителей „Родители пример для своего ребенка“» размещена в разделах
положительные примеры для подражания. Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых
обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки.
Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое, доступное в
том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы и др. Заставить-то вы его
заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае
— привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.
Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может
сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное
значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого,
что рядом с вами, вместе с вами.
Общение со взрослыми —мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот
почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием — или
доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.
Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Авторитет
родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их
человеческого достоинства и не превознося его. В семье воспитывают чувства любви,
сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств.
Эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий
семейного воспитания. Если отношения между родителями не сложились, в семье
возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой
семье не бывает. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от
личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная
активность-все это не проходит незамеченным для ребенка. Если у отца или у матери нет
авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу.
Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребенком
требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с
ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно
назвать «ребенок сел на голову».
В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители
начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна.
Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца
или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе,
навязывая ему свои позиции: «я- мать», «я- отец». Такие призывы не получают отклика в
душе ребенка. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на
уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра - было не досуг,
послезавтра - оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены,
постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову,
ответственности за близких и т. д. А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и
матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С
обещаниями надо быть особенно острожными. Невыполнения даже единожды
обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов
семьи, их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта.
Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время - большое искусство. В
дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой
деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре - слово
взрослого. Нередко встречаются родители, которые любят назидание, утомительные
беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу.
Важно в таких
условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то
мама должна поддержать, а бабушка напомнить.
Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «Будешь
слушаться - куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «Ты мне, я - тебе».
Успех такого воспитания сомнителен. Пример : Беря сына из детского садика, родители
постоянно спрашивают его:- «Кого ты больше любишь - меня или папу?», -«Тебя
больше!»-отвечает сын. Признание делается второпях, с одинаковой мягкостью папе и
маме: мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или
фрукты, конфеты. Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в
настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенок начинает спрашивать сразу:
«А что мне принесли?». Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми
и ребенком портятся и начинается: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему
пришла ты, а не папа!» и т. д. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку.
Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном.
Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и
хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь,
когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило,
не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и заключена
в нас самих, во взрослых членах семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и
заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили.
Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными
предлогами, чтобы ребенку больше досталось : «Не хочу, зубы болят», «Не люблю». Или
другая ситуация. Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех,
некоторые дети отвечают: «Моя мама не хочет». Так у ребенка вырабатывается позиция,
«Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый». «Особым» он продолжает
оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т.
д. Авторитет взрослых зависти от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни,
в нашем поведении, отношении к окружающим. Ответственные родители думают о своем
авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать
недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять
легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не
задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают,
оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по
отношению к отцу. Схема такова: отец, от большой занятости или, может, просто от
нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с
самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз
забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не
стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз
напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и,
вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет
говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не
сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень
сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы
и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями.
Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ,
потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).
Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа
отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего
существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к
«второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как
свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать
другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько
меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца,
который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
Как вернуть потерянный авторитет?
1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с
ним.
2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с
ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему
дать сейчас.
3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим
чего-то от вас добиться.
4. Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому
поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно
поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.
5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его
привлекает.
6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.