Виктория Александрычева
Консультация для родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?
Тест для родителей
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
Публикация «Консультация для родителей „Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?“» размещена в разделах
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит : “Мама, мы пойдем в школу вместе!”
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 2 3 4 5
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями, некоторые из которых Вы найдете в разделах 2 и 3.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей
5 — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу
Этот краткий тест дает представление о тех типичных психо-логических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Итак, что же такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового кос-тюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования. Дело в том, что очень изменился общеобразовательный уровень нашего общества, изменилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложнились задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей начиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной школе отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уделено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: готовы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить своих детей к современному уровню обучения в школе. Почти все родители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу
А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. “Лакмусовой бумажкой” послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”); 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.
Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз бывает такой сложный набор букв, что и “не придерешься” к смыслу написанного ребенком буквосочетания. А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала! Все это не недосмотр учительницы первого класса, а неумение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи.
Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.
Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков “л”, “р”, но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабушка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто. Как же готовить ребенка к обучению в школе?
1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переживать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет-ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех
сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький, “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку, “ты мой масенький” (маленький) и т д.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать “перед ближайшей публикой” : сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.
4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной-пять лет В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.
Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ.
Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.
Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных, то надо обратиться к логопеду, поставить ребенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах не сможет заниматься в кружках художественного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.
В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.
5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д. Он учится читать.
Можно уже купить или сшить “кассу” букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.
6. В это же время родители могут по-новому подойти к рас-сматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что необычайно важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка, затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.
Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.
7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: “Разве я такие слова произношу? Так говорят только не-культурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок”, либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.
8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т. д.).
9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряженной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от переживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.
10. Приучайте ребенка к порядку во всем : все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.