Яна Кищенко
Консультация для родителей «Рекомендации по развитию памяти у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития зрительной и зрительно – моторной памяти необходимо организовать работу ребёнка по образцу, которая осуществляется последующим этапам: - сначала ребёнок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15 -20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребёнок умел рассмотреть и запечатлеть образец.
Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам, запоминание и воспроизведение сюжетной картинки.
Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца (как для развития зрительной памяти) словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, выполнить с помощью конструктора задание без обращения к образцу,а по памяти; воспроизвести какой –либо рисунок по словесномуописанию и т. п
Логическая память основана на понимании и тесно связана с мышлением и развитием языка.
В качестве мыслительных приёмов могут быть использованы: смысловое соотнесение; классификация; выделение смысловых опор и составление плана;
«крокирование» - чертёж, схема; ассоциации и др. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти:умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли.
Развиваем у детей умение произвольно вызывать необходимые воспоминания, обучаем культуре запоминания,учим вспоминать последовательность событий,использовать при запоминании мнемотехнические приёмы,учим повторять,осмысливать,связывать материал в целях запоминания,использовать связи при запоминании.
Игры и упражнения для развития памяти
«Запомни предметы»
Цель: учить запоминать и воспроизводить информацию.
«Детектив»
Цель: развивать произвольное запоминание. В течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают, ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида».
Цель: развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т. д.
«Что ты видел в отпуске» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт» Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается, а взрослый прячет игрушку и затем предлагает её найти.
«Что ты ел на обед?» Ребёнок должен перечислить всё, что ел на обед.
«Одежда» Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Нарисуй такой же» Ребёнок рисует на листе бумаги какой-либо предмет, затем лист переворачивается и ребёнок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил вмешок» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ» Взрослый читает короткий рассказ; ребёнок должен повторить его.
«Башня» Ребёнку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребёнокдолжен запомнить эти фигуры и назвать.
«Фигурка из палочек» Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребёнок запоминает её и по памяти выкладывает такую же.
«Рисуем слова» Взрослый предлагает ребёнку к каждомуслову, которое он назовёт сделать рисунок или набросок. Ребёнок рисует слова «шифрует». Затем взрослый предлагает ребёнку вспомнить слова по рисункам.
«Запомни слова» Развивать смысловуюпамять и логическое мышление. Взрослый называет ребёнку 5 -6 слов ипредлагает придумать слова,связанные с ними по смыслу: мел –доска,гриб–лес,лопата – копать, лодка – плыть,мех – мягкий. Через некоторое время предложить ребёнку вспомнить слова которые называл взрослый.
«Кукловоды» Активизировать двигательную память. Взрослый «кукловод» завязывает ребёнку глаза и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперёд, остановка, поворот направо, 3 шага назад, поворот налево, 5 - 6 шагов вперёд. Затем ребёнку развязывают. Глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его отначала до конца, вспоминая свои действия движения.