Ксения Космовская
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, по большей части приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения ушло на минимум. Это все наносит большое негативное влияние на развитие именно дошкольников. Ведь возраст от 3 до 7 лет это возраст познания мира через ощущения, через общение, наблюдение, физическую активность и самое главное через активную игру.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и беспокоит то, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.
На слайде представлены умения которыми должен обладать ребенок в четыре года. Пусть это будет для вас ориентиром. Так вы сможете проверить примерный уровень развития речи вашего ребенка и в случае сомнения успеете вовремя обратиться к специалисту. Важно не откладывать до более старшего возраста, думая что вот в 5-6-7 лет догоним, если есть подозрения на малейшее отставании в развитии речи, срочно направить все ресурсы на развитие речи ребенка. Ведь каждый возраст требует овладения своими навыками и упустив момент, вашему малышу придется осваивать упущенное в 3-4 года, одновременно осваивая уже более сложные навыки в старшем возрасте.
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.
Овладение речью включает в себя:
Звуковая культура речи
Формирование словарного запаса
Грамматический строй речи
Связная речь
Звуковая культура речи
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка и малой подвижности нижней челюсти.
Для развития звуковой культуры речи необходимо:
Развитие правильного дыхания.
Развитие мелкой моторики кистей рук и общей моторики.
Развитие чувства ритма.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие речевого аппарата
Упражнения на развитие правильного дыхания : Используя простые дыхательные игры с детьми дома можно научить ребенка правильно дышать:
- Подуть в дудочки, подуть на флажки, вертушки.
- Игра - «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).
- Игра - «Сдувать с ладони ватку, перышко» - Подуть на легкий шарик, плавающий в воде
Развитие мелкой моторики. Давно известно, что существует прямая зависимость между точными движениями пальцев рук и формированием речи ребенка. Для этого необходимо делать ребенку массаж кистей рук, использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:
1. – Тактильные игры
2. - Игры с массажными мячами
3. - Пальчиковые игры с использованием стихотворений
4. - Перебирать бусины, пуговицы, сматывать толстые нитки в клубочек
5. самостоятельно одеваться.
6. Игры - «Доберись до цели»
7. Лепка пластилином
Развитие чувства ритма через движение Дятел (С. Железнов) Мы в лесу слыхали стук: Дятел клювом тук, тук, тук: Тук, тук, тук, да тук, тук, тук. Тук, тук, тук и тук, тук, тук. (Малыши хлопают в ладошки или по столу, топают по полу, отстукивают палочкой).
Развитие чувства ритма через речь
С 3 лет используются упражнения «Прохлопаем слова». Слова прохлопываются по слогам. - слова из одного длинного слога: жук, гриб, мышь, еж, дом и т. д. - слова из двух длинных слогов: муха, каша, пилот, носок, букет, компот и т. д. ; - слова из трех слогов: карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т. д. - научите малышей прохлопывать их имена, имена других членов семьи. Можно усложнить задание и прохлопать имя, не озвучивая его. Пусть дети догадаются, кого вы позвали.
Учите прохлопывать песенки и потешки, стихотворения ладошками: Петушок Пе-ту-шок, Пе-ту-шок, Зо-ло-той гре-бе-шок! Что ты ра-но вста-ешь, Детям спать не да-ешь. : Мишка (А. Барто) У-ро-ни-ли ми-шку на пол, О-то-рва-ли ми-шке ла-пу… (С усложнением - можно протопывать стишки, а лиричные стихотворения – показывать плавными движениями рук). Необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера родителей и других близких людей, окружающих малышей.
«Повтори ритм». (Взрослым задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок).
Игры на развитие слухового внимания. На прогулках, дома обращайте внимание на звуки окружающего мира.
Игры на развитие фонематического слуха «Доскажи словечко».
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался (зайка)
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке (лапу)
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку (мячик)
«Скажи, что звучит» Покажите ребенку, как звучат различные предметы: бубен, деревянные ложки, тарелочки или любые другие. Потом попросите ребенка закрыть глаза и определять на слух, какой инструмент звучит.
«Звуковое лото» Для этой игры понадобится набор звучащих шаров с разными наполнителями. Взрослый берет себе 4 больших шара, а ребенок – 4 маленьких. Взрослый поочередно демонстрирует звучание каждого из больших шаров и предлагает ребенку найти правильную звуковую пару из маленьких шаров.
Помните,что игра должна малышам приносить только положительные эмоции, поэтому играйте с ними тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание для этого вида деятельности.
Развитие речевого аппарата
Необходимо проводить работу по развитию и укреплению речевого аппарата, который позволит детям освоить произношение более сложных звуков родного языка. Для этого существует артикуляционная гимнастика
Родители должны знать некоторые моменты, прежде чем, проводить артикуляционные упражнения:
- Заниматься нужно, сидя перед зеркалом, чтобы малыши видели своё лицо и лицо взрослого и могли сравнивать те движения, которые им показывают, и собственные движения.
- Познакомьте малышей, где у них рот, язык, губы и нёбо («потолочек»).
- Проводить артикуляционную гимнастику – игру желательно ежедневно от 3 – 5 минут, по 2 – 3 упражнения, чтобы вырабатывались и закреплялись навыки. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, 2- е и 3-е упражнения даются для повторения и закрепления.
- Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе.
- Определяйте нагрузку ребёнка в зависимости от его возможностей и заинтересованности.
Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900. Ребенок к 4м годам должен говорить предложениями из 4-8 слов.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
4. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2 – 3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.
5. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это стимул для составления рассказов и сказок
6. Учить составлять простые рассказы по картинкам
7. Учите стихи
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и этот навык приобретает силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно, лучше предотвратить, чем исправлять.
Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у младших дошкольников формируется по подражанию!