анастасия лукьянова
Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 2 лет в домашних условиях»
Второй год рождения вашего малыша является новым этапом развития и усовершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он уже научился бегать, прыгать, забираться на возвышения, что, конечно же, замечательно с точки зрения развития ребенка, но доставляет немало хлопот родителям, по-прежнему обеспокоенным безопасностью своего чада. Чтобы избежать угрозы травматизма, продолжайте развивать силу и ловкость своего малыша. Играя, делайте зарядку, организовывайте подвижные игры на свежем воздухе, учите ребенка играть в мяч, преодолевать различные препятствия, кататься на трехколесном велосипеде. Многие дети этого возраста любят танцевать под веселую ритмичную музыку. Поддерживайте эти начинания, чаще устраивайте танцевальные разминки, показывайте малышу новые движения, знакомьте с новой музыкой.
Публикация «Консультация для родителей „Развивающие игры для детей 2 лет в домашних условиях“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Двухлетний ребенок постоянно демонстрирует свою самостоятельность, граничащую порой с упрямством. «Я сам!» — будьте готовы к тому, что эта фраза может стать источником частых конфликтов. Маленький упрямец всеми силами стремится утвердиться в этом мире, часто действуя себе же во вред. Учите малыша сдерживать негативные эмоции, будьте терпимы и ласковы. Ведь на данный период родители являются почти единственным примером для подражания. Нормы поведения и взаимоотношений в семье закладывают модель поведения ребенка в будущем. Направляйте стремление к самостоятельности в верное русло — поручайте малышу посильную домашнюю работу, поощряйте развитие навыков самообслуживания, интересуйтесь мнением крохи о доступных ему понятиях и событиях. Помочь вам могут сюжетно-ролевые игры, интерес к которым начинает проявляться именно в этом возрасте. Обыгрывайте различные бытовые ситуации, пусть в игре малыш возьмет на себя роль кого-нибудь из родителей, учится принимать решение, отвечать за свои поступки. Полезны такие игры и для развития навыков общения, социальной адаптации ребенка.
Игры на развитие мелкой моторики у детей 2 лет
Пальчиковые игры
Комарики
Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з!
(складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(вращаем кистями рук)
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите кроху побыть «комариком».
В игре развивается речь ребенка, мелкая моторика.
Флажок
Прижмите друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
Попросите ребенка сделать такой же «флажок». Попробуйте показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.
Подарок для куклы
Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.
Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Кукла идет на прогулку
Вам потребуется: кукольная одежда с пуговицами.
Предложите малышу вывести куклу на прогулку. Но для этого надо одеть ее потеплее. Попросите ребенка надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумайте маршрут для прогулки, пусть кроха походит с куклой по квартире, сделайте песочницу из картонной коробки и крупы. По возвращении с прогулки, попросите малыша переодеть куклу.
Игра способствует развитию речи, мелкой моторики.
Лабиринт для пальчика
Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться пальчику до домика, проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Что любит наша кукла?
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка.
«Давай спросим у нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра способствует развитию речи, воображения.
Что мы видим во дворе?
Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И т. д.».
Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, пополнению словарного запаса.
Знает ли ваш малыш, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен. Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая. (собака).
Жеребёнок — с каждым днём
Подрастал и стал. (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был. (телёнком).
Толстый увалень баран —
толстеньким. (ягнёнком).
Этот важный кот пушок —
Маленьким. (котёнком).
А отважный петушок —
Кро-о-хотным. (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают. утки —
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.
В тетрадь, альбом или записную книжку наклеивайте картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка — мальчик спит. 2-я картинка — мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается. 3-я картинка — мальчик умывается. 4-я картинка — мальчик завтракает и т. д. Учите ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом рассматривайте детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того, как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь», или «Спит», дальше: «Утро», «Завтрак» и т. д. Рассматривая картинки, читайте ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни вашего ребенка: день рождения, в гостях, прогулка и т. д.
Игра способствует развитию речи, учит называть действия и признаки предметов, пополняет словарный запас ребенка.
Игры на развитие слухового восприятия у детей 2-х лет
А можешь ли ты?
В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты. (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)». Предложите малышу поменяться ролями: теперь пусть он просит вас что-нибудь сделать в такой же форме.
Игра способствует развитию навыков аудирования.
Внимание!
Вам потребуется: мяч.
Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие с мячом после того, как вы скажете: «Внимание.», например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай!», «Внимание! Вверх» (подбросить мяч вверх) и т. д.
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.
Молоточек
Вам потребуется: детский молоток.
Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток, объясните, что сейчас вы будете забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».
Игра способствует развитию слуха, освоению категории «громко — тихо».
Громко - тихо
Вам потребуется: бубен.
Объясните малышу правила игры : когда вы стучите в бубен тихо — кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро — малыш бежит, медленно — идет еле-еле.
Игра способствует развитию слухового восприятия, воображения.
Угадай по голосу
Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи (игру можно проводить с группой детей). Попросите малыша закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.
Отвернись и угадай
Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по барабану и т. д. Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите. Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы отгадывайте.
Игра способствует развитию слухового восприятия.
Где я?
Вам потребуются: бубен или колокольчик.
Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.
Ать - два!
Вам потребуется: барабан.
Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! раз-два, правый!», — стараясь, попадать под шаг ребенка.
Игра развивает чувство ритма.
Громкие «прятки»
Спрячьте игрушку в комнате. Предложите ребенку найти игрушку. Обговорите правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, вы хлопаете в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки — хлопаете тише.
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.
Игры на развитие памяти и внимания у детей 2-х лет
Кто с рогами?
Нарисуйте малышу несколько разных животных: зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку. «Забудьте» нарисовать рога тем, у кого они должны быть. Попросите ребенка показать вам этих животных. Может быть, кроха сам захочет дорисовать рога, если нет, закончите рисунки сами. Вместе с этим повторите, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто, где живет. Кто, как «кричит».
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Что умеет делать кошка?
Вам потребуются: карточки с изображениями различных животных.
Показывайте ребенку картинку и спрашивайте, что умеет делать это животное. Например, кошка — мяукает (изобразите, ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Куда уместится кошка?
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» — пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Я вижу цветок
Предложите малышу угадать, о каком цветке вы рассказываете. На прогулке выберите растение и, не показывая его крохе, опишите. Потом попросите ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». Можно описывать деревья, птиц, животных.
Игра способствует развитию внимания, памяти.
Вспомни и покажи
Вам потребуются: 4 карточки с разными картинками.
Разложите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Затем переверните изображениями вниз, не изменяя их местоположения. Попросите малыша показать вам, где спряталась та или иная картинка. «Сейчас мы проверим, ну-ка, кто у нас здесь прячется? Молодец, правильно показал!».
Раскрыв все карточки, поменяйте их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь переверните и повторите игру.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
За покупками
Сделайте импровизированный магазин с разнообразным ассортиментом товаров. Попросите малыша сходить за покупками. Перечислите то, что необходимо купить. В первые занятия список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество необходимых вещей увеличивается. «Сходи, пожалуйста, в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора» и т. п. Если кроха не справляется с заданием, помогите ему, сходите в «магазин» вместе, выбирая покупки, проводите сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен и т. п.». Можно играть в специализированные магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары». Таким образом ребенок обучается обобщению предметов по их свойствам.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Собери картинку
Вам потребуются: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.
Зарядка для языка
Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-креп- кие, отгадай, что это за двери. Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух, но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)».
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Игры на изучение букв с детьми 2-х лет
Волшебный домик
Расчертите альбомный лист на крупные клетки. В каждую клетку впишите букву в алфавитном порядке, рядом с буквой нарисуйте предмет, название которого начинается с этой буквы. Приклейте к получившимся окошкам открывающиеся ставенки. Предлагайте малышу заглядывать в окошки, при этом называйте букву и предмет рядом с ней нарисованный, выделяя первую букву. После многократных повторений игры, спрашивайте у ребенка: «А где живет буква А? А кто живет вместе с ней (картинка?».
Игра поможет ребенку быстрее запомнить буквы.
Буквы ходят в гости
Вам потребуются: карточки с буквами (без дополнительных изображений).
Предложите ребенку водить буквы в гости друг к другу. Начните с гласных букв. Обратите внимание на то, что на карточках они должны быть красного цвета. Выложите букву А, начните рассказ: «Жила-была буква А. Она очень любила петь. Пела она: «Ааа-а-а-а». Спойте вместе с ребенком. «Однажды к ней пришла буква У, — выложите букву, — она тоже была певицей и пела «Ууу-у-у-у». Спойте. Договоритесь с малышом, что каждый из вас будет петь за одну из букв. Объявляйте: «Поет буква А (У)». Меняйтесь «песнями». Предложите петь друг за другом, чтобы услышать, что у вас получится (A-У, У-A). Обыграйте таким образом все гласные буквы. Приступая к изучению согласных, расскажите: петь они совсем не умеют, а только передразнивают разные звуки, например, буква Ж все время дразнит жука и говорит: «Ж-ж-ж-ж», буква Ф — ежика «Ф-ф-ф-ф», буква Ш все время просит говорить потише: «Ш-ш-ш» и т. д.
Игра способствует развитию правильного произношения, дает основы слогосложения.
ще, где будет удобнее расположить ту или иную вещь. Совсем не обязательно иметь настоящую кукольную мебель, ее с успехом могут заменить кубики, коробочки, пустые флаконы и пр. Стройте игру таким образом, чтобы ребенок обосновывал, почему он поступает именно так. Спрашивайте: «Почему стулья ты хочешь поставить рядом со столом? Почему телевизор стоит напротив кресла? И т. д.».
Игра способствует развитию пространственного воображения, логического мышления.
Добрый доктор Айболит
Предложите малышу поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Побуждайте ребенка отвечать на ваши вопросы, называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если у вас есть игрушечный набор «Доктор», назовите все инструменты, которые в него входят, если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш — термометр, ложка — лопатка для осмотра горла, шнурок, заправленный за уши — фонендоскоп и т. п. Объясните малышу, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по лужам, попила холодной воды). Предложите крохе поменяться ролями.
Разыгрывать ситуацию «доктор — больной» можно между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом.
Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.
Сварим суп
Вам потребуются: вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.
Попросите малыша помочь кукле сварить суп. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты. Пусть малыш сам положит овощи в кастрюлю, посолит и помешает ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.
Игра способствует развитию воображения, памяти, навыков классифицирования.
Поход в магазин
Научите ребенка «ходить в магазин». Сначала выясните - в какой магазин вы хотите пойти: продуктовый, хозяйственный, «Детский мир» и т. п. Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». В следующий раз отправьте кроху в самостоятельный поход по магазинам. А вы можете стать продавцом или кассиром.
Игра способствует развитию воображения, навыков классифицирования.
Игры на развитие творческих способностей у ребёнка двух лет
Рисование
Закончи рисунок
Вам потребуются: цветные карандаши или фломастеры.
Пригласите ребенка порисовать вместе с вами. Нарисуйте цветок со стеблем, а рядом - без стебля, покажите малышу. Поинтересуйтесь: не забыли ли вы что-нибудь. Если кроха затрудняется ответить, нарисуйте еще один цветок со стеблем, обратите внимание на рисунок с недостающим стебельком. Попросите ребенка закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Старайтесь рисовать как можно проще: стебелек — палочка, лепестки — овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложите малышу дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.
Соедини точки
Вам потребуются: краски, кисточка.
Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша. Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.
Чудесное превращение
Вам потребуются: несколько баночек с прозрачной водой, краски.
С помощью кисточки и красок окрасьте воду в баночках — каждую в свой цвет. Во время игры называйте ребенку, какой цвет вы используете. Покажите, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски, вода меняет свой цвет (красная и желтая — оранжевый цвет, желтая и синяя — зеленый, красная и синяя — фиолетовый и т. д.). Разрешите малышу самому поэкспериментировать с красками.
Игра помогает изучить цвета.
Рисуем пальцами
Вам потребуются: краски акварельные, краски для рисования пальцами.
Если на втором году жизни рисование пальцами не несет смысловой нагрузки, то в старшем возрасте этот процесс можно подводить под сюжетную основу. Например, нарисовав дерево, попросите малыша пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.
Палец-кисточка
Вам потребуются: пальчиковые краски.
Нарисуйте большой круг (квадрат, треугольник) и попросите малыша раскрасить его пальчиками. Обговорите, каким цветом эн воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, делите фигуру на две половины и просите закрасить их разными красками. При этом сами называйте цвет красок и наблюдайте за ребенком, правильно ли он сориентируется.
Игра способствует развитию мелкой моторики, изучению цвета и формы.
Лепка
Целое из частей
Вам потребуется: пластилин.
Предложите малышу разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соедините их друг с другом. Покажите ребенку получившийся шар однородной структуры. Попросите кроху сделать то же самое.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «целое», «разделенное».