Евгения Разумная
Консультация для родителей «Развиваем эмоции у дошкольников используя методы ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем эмоции у дошкольников используя методы ТРИЗ»
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем эмоции у дошкольников используя методы ТРИЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся : настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Одним из эффективных способов развития эмоций является использование морфотаблицы.
Морфотаблица представляет собой таблицу, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. В нашем случае по горизонтали показателями выступают признаков ОТСМ-ТРИЗ (цвет, форма, размер, количество, температура, вес, влажность, рельеф, части, материал, изменение во времени, действие (движение, вкус, место, звук, запах, ориентировка в пространстве). Конечно мы не будем использовать все признаки, можно обсудить с ребенком с какими признаками он хотел бы поиграть. Я предлагаю взять пять признаков такие как: части, цвет, настроение, вкус, запах. По вертикали - смайлики с изображением эмоций (радость, грусть, злость, страх, равнодушие, удивление, печаль, удовольствие). Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Далее по порядку начинаем анализировать каждую эмоцию по выбранным нами признакам. Например: эмоция радость, первый признак части, нужно зарисовать как изменяются части нашего лица (брови, глаза, рот) когда мы радуемся, чтобы ребенку было легче можно предложить ему подойти к зеркалу и изобразить данную эмоцию, а затем уже рисовать, следующий признак цвет, спросите какого цвета может быть данная эмоция и попросите зарисовать любой предмет этого цвета, ну например цвет желтый можно нарисовать солнышко или лимон, далее признак настроение, здесь можно обозначить просто в виде улыбки, когда мы радуемся, мы всегда улыбаемся, следующие признаки вкус и запах, здесь можно немного пофантазировать и представить какая на вкус и запах может быть эмоция радости, например, на вкус она может быть как мороженное, а по запаху напоминать шоколад, соответственно рисуем схематично мороженное и шоколад, очень важно что в данной игре нет правильных или неправильных ответов, ребенок сам выбирает для себя наиболее близкий ему ответ. Еще один из вариантов использования морфотаблицы : по вертикали мы оставляем те же смайлики с изображением эмоций (радость, грусть, злость, страх, равнодушие, удивление, печаль, удовольствие, а по горизонтали мы используем признак части который разделена три различных признака, такие как: рот, глаза, брови. Здесь также при заполнении таблицы можно использовать зеркало, попросите ребенка изобразить ту или иную эмоцию и обратить внимание как изменились его глаза, брови, рот, а потом зарисовать это в морфотаблице. Очень важно поддержать интерес ребенка. Он поддерживается продуктом, который выходит в результате работы с матрицей.
Таким образом, ТРИЗ - метод «Морфологический анализ» способствует у дошкольников развитию эмоций, которые играю важную роль в жизни ребенка.
Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.