Наталья Федосова
Консультация для родителей «Развиваем речь детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развиваем речь детей с ОНР"
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором отмечается нарушенное развитие всех компонентов речевой системы у
детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом,
при котором не сформированы компоненты языковой системы такие как:
• Фонетические нарушения;
• Лексические нарушения;
• Грамматические нарушения;
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Нарушение развития связной речи.
Поэтому, целесообразно вести коррекционную работу именно по этим областям:
1)
Фонетические нарушения
– данный компонент предполагает работу по развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в слове («Где спрятался звук?» - в начале, в середине или в конец слова, какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (Варела вместо Валера, пропуском и их заменой (шакалот вместо кашалот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении правильной артикуляции, места положения языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать, а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: РОЗА-РОЖА, МИШКА-МИСКА, КАСКА-КАШКА. Важно донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру «Повтори правильно» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т. д.
2)
Лексико-грамматические нарушения
(развиваем, пополняем как пассивный так и активный словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
• яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.
• шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Расскажи, какие?»:
• Солнышко (какое) – яркое, тёплое, жёлтое и т. д.
• День (какой) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Слова-наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой - маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась мышка?» - мышка сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи сколько?», «Посчитай-ка» - 1 цыпленок - мяч, 2 цыпленка - мяча, 5 цыплят - мячей, 8 цыплят – мячей и т. д.
Игра «Что делает?» - красные яблоки растут (а не растёт, мальчик играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т. п.
3)
Развиваем связную речь
(умение отвечать полным ответом, составлять предложения и говорить предложениями, вести диалог, монолог) – для этого необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать предложения по предметным картинкам, наполняя их словами прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не односложного, а полного ответа.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и кропотливости, который должен начинаться, как можно раньше.