Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Анастасия Станиславовна Честных
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательно нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор) - «А что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья)». Дети очень хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т. д)

Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы. Например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?. Далее, можно спросить: «Какой он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребё нка: «Что бывает высоким?» - (Дом, дерево, человек, «А что бывает выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: «Что бывает широким?» - (Река, улица, лента) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и т. д.

Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов. Например: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? И т. д. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно, Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Например: Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба», взрослый – «и была у них….», ребё нок: «курочка и Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:

Например: «Кого встретил Колобок?»(Зайчика, «Какаую песенку Колобок ему спел?» (Ребёнок поёт) и т. д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.

Например: дети очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по – картинке. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начинает высказываться о том, что на ней изображено.

Предложите ребёнку один из примеров творческого задания.

«Вспомни случай».

Выберете с ребёнком какое – то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например: как вы гуляли в Центре города и смотрели на праздничный салют, встречали бабушку, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте, как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или телевизионный комментатор. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день Вы с ребёнком отправляетесь по обычному маршруту, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнок трудно чем –то занять, -например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках ребё нка рожицы: одна улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивлённая… Пусть на одной руке окажутся два персонажа, а на другой, допустим, три. Дошкольник может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если Вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький или животное. Попросите его рассказать о своём «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что можно о нём ещё рассказать?

«Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например: из детского журнала (вроде «Весёлых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например: как малыш пинался ноками у вас в животике, когда ещё не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как вы летали на самолёте и т. д. Некоторые истории вам придётся рассказывать не один раз. Просите и других членов семьи подключаться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоём, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Давайте ребёнку возможность самому выбрать, о чём рассказывать, без наводящих вопросов. А Вы, понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу».

Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или другое записывающее устройство для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интрервью с бабушкой, дедушкой (другими родственниками…До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?»«Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

«Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберете хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось».

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!

В популярном пособии для родителей и педагогов автор Новотворцева Н. В. «Развитие речи детей» говорит так: «Наверное, нет родителей, которые не хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёнок овладел хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал. Всего этого не так уж трудно добиться, если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотя бы в игровой форме помогать ребёнку осваивать азы связной речи, выражать последовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру речи».

Очень важно знать родителям

Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.

При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес.

Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.

Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Опубликовано: 23 октября 2023 в 15:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Станиславовна Честных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД