Ирина Маслёнкова
Консультация для родителей «Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Объём словарного запаса и владение словарём относится к области вербального мышления. Ребёнок учится анализировать предметы, явления окружающего мира, их взаимодействия и свойства. Используя словарь, выстраивая предложения и фразы, ребёнок задействует область речемыслительной деятельности. В том случае, когда словарь ребёнка недостаточен, ребёнок ограничен в вербальном мышлении. Он не может построить умозаключение, сравнить предметы, рассказать о них и проанализировать их отличия. Речь дошкольника остаётся скудной, фактической. То есть он отмечает факты, но не может установить между ними взаимосвязь. Страдает речемыслительная деятельность. Эта недостаточность сопровождает ребёнка и в последующем его развитии, отрицательно влияет на усвоение школьной программы, является препятствием к ежедневному общению с более развитыми сверстниками, которые находят общение с таким ребёнком неинтересным.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст это возраст активного накопления, уточнения и актуализации словаря. В первую очередь у детей с самого раннего детства развивается словарь существительных. Дети называют предметы, которые они видят вокруг себя. Далее развивается словарь предикатов, то есть глагольный словарь. Ребёнок понимает и обозначает, что знакомые ему предметы каким-то образом движутся или совершают иные действия. Самым последним формируется качественный словарь, то есть словарь прилагательных.
У детей вообще, а тем более у детей с речевой недостаточностью, словарь прилагательных формируется в недостаточном объёме. Ребёнок видит предмет, знает, как он действует, но не может дать подходящих определений самому предмету и его действию. Например, ребёнок может сказать, что птица летит. Но он затрудняется в определении признаков птицы, признаков её полёта. Скажем, если летит ворона, то она летит тяжело, низко, размашисто и плавно двигает крыльями. Если летит ласточка, она летит стремительно, высоко. Крылья вороны широкие, тяжёлые. Крылья ласточки длинные, лёгкие. Знание этих признаков позволяет ребёнку проанализировать причины, по которым различается полёт ласточки и вороны, сделать выводы из фактов, сделать перенос на другие подобные предметы.
Возьмём, к примеру, тему «Времена года». Характеризуя погодные явления осени и зимы, рассуждая о том, откуда берётся снег, мы должны понимать и описывать явления, которые невозможно объяснить без употребления признаков этих явлений. Мы используем такие прилагательные, как мокрый, сухой, морозный, холодный. Если мы говорим о фруктах, мы, описывая яблоко, используем множество прилагательных, характеризуя форму, цвет, вкус, свойства яблока.
Дети с речевой недостаточностью тоже используют имена прилагательные в своей речи. Но объём качественного словаря скуден и не даёт возможности ребёнку пространно рассуждать о свойствах и признаках предметов, сравнивая их между собой. Скажем, если вы спросите у ребёнка, какая на вкус котлета и какой на вкус банан, вероятнее всего, они ответят – вкусная, вкусный. Под это определение попадает такое множество предметов, что полноценно охарактеризовать и тем более сравнить их с использованием только данного качества совершенно невозможно. Категории величины включают в себя понятия «большой» и «маленький». Реже – «высокий» и «низкий», ещё реже – «длинный» или «короткий». Дети практически никогда не используют сложносоставные прилагательные, такие как «кисло-сладкий», «жёлто-красный». При характеристике предметов по свойствам, дети часто делают ошибки, говоря, например, что предмет одновременно лёгкий и тяжёлый, твёрдый и мягкий. Дети затрудняются в использовании прилагательных, характеризующих нейтральные признаки и свойства, например «бесцветный», «безвкусный», «пресный» и т. п.
Во многом это объясняется тем, что мышление дошкольников носит предметно-конкретный характер, а категория признака, выраженная именем прилагательным – это абстрактная категория, малодоступная пониманию дошкольников.
Предметный и двигательный мир детей – это сенсорный мир. Ребёнок получает сигналы от предмета или движения, информацию о нём через восприятие. Так получается, что восприятие это ограничено способностями ребёнка к самому факту собственного восприятия. Проще говоря – ребёнок анализирует то, что видит или чувствует, и называет это.
Исходя из этого, мы можем сделать два вывода:
1. Самостоятельное познание мира ребёнком остаётся только предметно-конкретным.
2. Без помощи взрослого абстрактные категории развиваются в недостаточном объёме и остаются некачественными.
Таким образом, становится понятно, что развитие словаря прилагательных у ребёнка – это дело взрослых. Наша задача – показать мир предметов во всём его разнообразии с помощью сенсорного исследования его предметов и явлений.
Каким же образом взрослый может помочь ребёнку расширить и качественно улучшить словарь прилагательных?
Самый простой способ: при знакомстве ребёнка с предметами и явлениями окружающего мира, взрослый должен показать ребёнку способы их исследования, рассказать об органах чувств, научить задействовать все органы в деле познания и исследования.
Прогулки:
дать возможность брать, кидать, копать, нюхать, пробовать, трогать, нажимать, всякий раз спрашивая, какое свойство предмета ребёнок видит и чувствует.
Например, лужа: глубокая или мелкая (что такое глубокая, что такое мелкая, чистая или грязная, холодная или тёплая, большая или маленькая (по величине, если имеет форму – широкая или узкая, может быть она бесформенная или круглая.
Например, лист дерева: лёгкий или тяжёлый (субъективное понятие, нужно уточнять, относительно чего мы даём такое определение: лучше всего сравнивать с ладонью самого ребёнка, какой по форме, как пахнет (сухой запах, влажный запах, душистый, затхлый (и что это такое); если затхлый, то почему).
Магазин:
дать возможность трогать, рассматривать овощи и фрукты, нюхать (соблюдая меры предосторожности, спрашивать, какой по форме, какой по цвету, какой на ощупь, чистый или грязный, блестящий или тусклый и т. п.
Очень важно при этом обращать внимание на родовые согласования И. с. с И. п.
Сенсорные игры с предметами различной фактуры:
1. выбрать из сенсорного ящика только колючие предметы, только гладкие предметы, только пушистые предметы, только мягкие и т. п.
2. выбрать из сенсорного ящика предметы по двум признакам (противоположным - для отработки антонимов - или любым случайным – для развития мыслительных процессов)
Допустим, выбрать предметы гладкие и шершавые, охарактеризовать. Охарактеризовать те же предметы по иным дополнительным признакам (а какой он ещё – по форме, по цвету, на ощупь, на вкус, на запах) Если предмет нельзя есть, мы его характеризуем прилагательным «несъедобный».
Совместная хозяйственная деятельность дома:
Пол был грязный, пыльный, липкий, тусклый. Тряпка была сухая, чистая.
Пол стал чистый, гладкий, блестящий, свежий. Тряпка стала мокрая, грязная. Почему? Ребёнок станет делать вывод, используя в речи словарь признаков, продвигаясь в накоплении и актуализации словаря, развивая речемыслительную деятельность.
Совместное чтение произведений:
Я прочитаю тебе сказку (стихотворение, а ты запомни, какими словами автор описывает признаки и свойства предметов, героев. Что это значит?
Например, программное стихотворение
"Перед дождем"
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Н. Некрасов
Если прочитать ребёнку это стихотворение, он вряд ли что-то поймёт, ему будет трудно его учить, у него не возникнет ни единого образа. Он будет опираться на ключевые существительные, смутно представляя, о каких предметах сказано в стихотворении. Стихотворение покажется ему чужим, не интересным, не затронет его сердце. В то же самое время, если взрослый разъяснит ребёнку значение прилагательных, их переносный смысл, постарается закрепить это слуховыми, тактильными и зрительными образами, попробует совместно с ребёнком подобрать аналоги существительных к этим прилагательным, перед мысленным взором ребёнка постепенно сложится и станет выпуклой, понятной и яркой картинка, описанная в стихотворении. Таким образом, ребёнок не только сделает шаг вперёд в развитии словаря, но и продвинется в развитии образного, а значит, абстрактного мышления.
Словесные игры:
1. «Отгадай предмет по признакам»
2. «Загадай мне предмет по признакам»
3. «Сравни предметы между собой»
4. «Что расскажет твоё тело?» (Описание предмета с использованием анализаторов и зарисовыванием своих ощущений с помощью символов)
5. «Верно-неверно» (Взрослый описывает предмет, намеренно совершая ошибки в назывании его признаков. Ребёнок исправляет ошибки, пользуясь словарём прилагательных)
Очень важно так же обращать внимание детей на прилагательные, характеризующие эмоциональные состояния. Для закрепления этих прилагательных можно практиковать мимические упражнения, анализировать состояния различных людей, выражение лиц различных игрушек, изображений, делать перенос с фактического эмоционального состояния человека на природные явления (хмурое небо, грустный дождик и т. п.)
Таким образом, осознанная систематическая работа взрослого по совместному познанию свойств и признаков окружающего мира позволит обогатить словарь ребёнка, развить его эмоциональный и вербальный интеллект, поможет родителям и детям лучше понимать друг друга.