Сидельникова Наталья
Консультация для родителей «Развитие речи детей в семье и вне дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Для родителей очень важно, чтобы их сын или дочь добились в жизни значительных успехов, состоялись, как личность, чтобы во всём чувствовали себя уверенно. Но это возможно только при условии, что речь ребёнка хорошо развита. Не сформированная речь плохо сказывается на развитии ребёнка, его познавательной активности, порождает отрицательные черты характера. Часто бывают проблемы с адаптацией к детскому саду и школе.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей в семье и вне дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сбой хотя бы одной из цепочек в речевой системе порождает такие нарушения: общее недоразвитие речи, медленное чтение и неумение грамотно писать, плохая память, низкая концентрация внимания, неумение делать словесно-логические выводы. Главным критерием для овладения правильной речью является речевая атмосфера в семье с первых дней жизни. Поэтому для овладения речью грамотной речью важнейшая роль принадлежит семье.
Речь не передаётся по наследству. Ребёнок учится речевому общению от окружающих.
Все хотят, чтобы дети с радостью шли в детский сад. Это возможно только при условии, что их речь достаточно развита. От этого зависят их успехи. Что для этого нужно сделать?
Родителям нужно активно участвовать в становлении правильной речи своего ребёнка. Развитие речи без задержек происходит только тогда, когда с ребёнком постоянно занимаются не только в детском саду, но и дома. Необходимо постоянно разговаривать с ребёнком (не в 4-5 лет, а с рождения). Никакой телевизор, планшет, смартфон не заменит живого общения.
Развитию грамотной речи помогают словесные игры. Во время игры дети свободно владеют речью,говорят то, что думают, а не то, что от них хотят услышать. Ребёнку очень нужно, чтобы с ним играли, фантазировали, сочиняли, а не поучали. С раннего возраста дети проявляют интерес к рассказыванию мамой потешек, стишков, к словесным играм. Его нужно всячески поддерживать. Благодаря словесным играм формируется культура речи и общения. Ведь основной вид деятельности малышей- игра. Во время которой они узнают много новых слов, расширяют кругозор, развивается умение говорить, формирует грамотность. Дети должны чувствовать, что эти занятия не скучная повинность, а интересная игра, в которой он должен обязательно выиграть. Хвалите их за малейшие успехи.
Словесные игры:
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее,и объяснить почему.
Например: гнездо, ворона, голубь, лебедь.
2 .«Большой, маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково.
Например: ложка- ложечка, стул- стульчик, лиса- лисонька, заяц- заинька и т. д.
3.«Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать.
Например: одна конфета, две конфеты, три конфеты, четыре конфеты, пять конфет.
Можно добавить прилагательное: одна вкусная конфета, две вкусных конфеты.
4. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить, развивать воображение. Предлагайте отгадывать их как можно чаще.
Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». (Морковь).
Загадывайте описательные загадки.
Например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
5.«Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук. Сначала- любые слова, а потом по лексической теме.
Например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А». (Апельсин, абрикос).
6. «Скажи наоборот».
Взрослый называет какое- либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.
Существительные: смех., лето., день., тепло., север. и т. д.
Глаголы: зашёл., нырнул. .
Прилагательные: узкий., большой., сладкий. и т. д.
Наречия : далеко., высоко. .
7. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихи, они развивают память и мышление.
8. «Назови какой».
Образование прилагательных.
Например: сок сделан из вишен, значит он вишнёвый; варенье из вишен- вишнёвое и т. д.
9.«Подбери слово».
Например: птица- перья, рыба., огурец- овощ, ромашка- … .
10. «Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: чего в лесу больше ёлок или деревьев?
11. «Съедобное- несъедобное», «Летает- не летает», «Живое-неживое».
12.«Послушай звуки» (во время прогулки).
Взрослый предлагает ребёнку послушать, а потом назвать, какие звуки он услышал на улице.
Например: сигнал машины, хруст снега,шуршание листьев разговор людей, крики и т. д.
13. «Кто кем (чем) будет?».
Например: цыплёнок. (петухом, мальчик- мужчиной, семечко- цветком, мука- булочкой и т. д.
14. «Кто это?».
Нужно ответить на вопросы.
Например : Кто лечит больных? Кто готовит обед? И т. д.
15. «Расскажи сказку».
Читайте детям сказки каждый день, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Для правильного развития речи ребёнка родители должны соблюдать условия:
- не ускоряйте ход естественного речевого развития ребёнка, не заставляйте его много заниматься, игры должны соответствовать возрасту и развитию;
в разговоре контролируйте свою речь; говорите с ребёнком не спеша, звуки и слова произносите четко и ясно; непонятные слова и обороты непременно объясните малышу;
- не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами- это мешает развитию речи ребёнка;
- сразу же устраняйте недостатки речи ребёнка; указывая на ошибки, никогда не смейтесь над малышом, очень аккуратно поправьте его и покажите, как надо произносить слово;
- если ребёнок торопится или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша;
- всегда отвечайте на вопросы ребёнка, интересуйтесь, понятен ли ваш ответ.
Важно,чтобы сами родители любили читать. Когда дети видят вас с книгой, у них возникает интерес к книге, к чтению, а значит и развивается речь.