Ольга Шульгина
Консультация для родителей «Развитие памяти детей раннего возраста»
▼ Скачать
«Развитие памяти детей раннего возраста.»
В раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. За это же время ребенок проходит путь от бессловесного новорожденного до говорящего общающегося человека. В раннем возрасте ребенок лучше запоминает собственные движения, действия и переживания. Если детям много читать в раннем возрасте, они способны в будущем запоминать наизусть длинные стихи и сказки. Как часто мамы удивляются, когда ребенок наизусть пересказывает сказку, которую мама читала когда – то, если при рассказывании сказки изменить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность. Для хорошей памяти имеет значение, конечно частота повторений, только так слова и действия ложатся в долговременную память. Однако, как правило, до 3-х лет воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются. Но, тем не мене, память в раннем возрасте имеет важное значение, так как мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Богатые возможности для развития памяти ребенка создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, повторяемость ситуации и словесное обозначение. Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодии и ритму. Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. Дальше, в 5-6 лет запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной. В раннем детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. Напомним, что память ребенка – это его интерес, интеллектуальная заинтересованность к объекту, или удивление, восхищение от увиденного, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание. Так же заметим, что излишний перегруз отражается отрицательно на памяти ребенка, так например, после длительного спектакля, ребенок не его пересказать все действия на сцене, то это говорит не о плохой памяти малыша, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт. В раннем возрасте на развитие памяти малыша влияет еще и режим дня. Так родители, организуя ребенку четкий режим, помогают ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Произвольная память ребенка развивается, тогда когда вы просите пересказать или воспроизвести что - то в игре, так же можно предложить сочинять свои сказки, делайте это вместе с малышом