Хамаева Марьян Ибрагимовна
Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые качества, навыки самообслуживания.
Что такое навыки самообслуживания?
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника,
умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно
одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет, самостоятельно есть, прибирать игрушки.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков самообслуживания у детей“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка сами, считая, что он ещё маленький или просто торопясь куда-либо (утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет надеяться на других. У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка :
• Является важным средством всестороннего развития личности ребенка;
• Оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка :
• развивает мышление, сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память;
• Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет; От уровня самостоятельности ребенка, будет зависеть то, насколько полноценно он может адаптироваться к различным житейским ситуациям;
• Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;
• Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;
• Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;
• Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.
• Труд по самообслуживанию развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. Но основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет.
У детей 3-4 х летнего возраста должны быть сформированы:
Навыки культуры еды, включающие в себя:
• умение правильно ложку;
• умение не крошить хлеб;
• умение благодарить;
• умение пользоваться салфеткой;
• умение не разговаривать за столом, не крутиться, не играть.
Навыки мытья рук и умывания, включающие в себя:
• умение мыть руки, засучивая рукава;
• умение мыть лицо, не разбрызгивая воду;
• умение правильно пользоваться мылом; зубной щеткой;
• умение не мочить одежду во время умывания;
• умение сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Навыки одевания и раздевания в определенном в порядке, включающие в себя:
• умение расстегнуть (застегнуть) пуговицы;
• умение снять (одеть) одежду;
• умение аккуратно складывать и вешать одежду;
• умение вывертывать одежду на лицевую сторону;
• умение одеть (снять) обувь;
• замечать, что одежда неопрятна, или загрязнена, и самостоятельно устранять это, или обращаться за помощью к взрослому;
Навыки пользования расческой и носовым платком, включающие в себя:
• знание своей расчёски и места, где она лежит;
• умение спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;
• умение самостоятельно доставать платок из кармана и своевременно вытирать нос (в случае необходимости обращаться за помощью);
• умение обращать внимание на чистоту носового платка.
Иные навыки, включающие в себя:
• умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);
• умение мыть руки после туалета;
• умение убирать игрушки, книжки, канцелярские принадлежности, строительные материалы на определенное место.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
А дети пятого года жизни уже почти самостоятельны в самообслуживании. Ведь навыки, приобретенные ими в 3—4 года, становятся более прочными, осознанными.
Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения.
Советы для обучения самостоятельности :
1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать
ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он
сделал то-то и то-то.
2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.
3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно
торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.
Атмосфера должна быть доброжелательной.
4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить, что, у тебя всё получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.
6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).
7. Личный пример – имеет громадное значение в обучении
самостоятельности!
8. Работа должна быть по силам малыша!
Помните, что труд должен приносить радость ребёнку.
Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.
Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.
И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.
Успехов Вам в воспитании детей!