Татьяна Алексеева
Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей детей от 2 до 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
То, что взрослым кажется
пустяком, мелочью, может оставить
глубокий след в душе ребенка»
Масару Ибука
Музыкальность – это комплекс способностей ребенка, которые проявляются в интересе к активной музыкальной деятельности : слушанию музыки, пению, игре на детских музыкальных инструмента, движениям под музыку (простейшим танцам).
Публикация «Консультация для родителей „Развитие музыкальных способностей детей от 2 до 3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Однако, важно помнить, что ребенок не рождается с готовым набором музыкальных способностей. Если ребенок часто слышит музыку, пение мамы, родных и близких людей, это положительно влияет на развитие его музыкальных способностей. Вы можете задать вопрос: «А зачем ребенку музыка с самого раннего детства?»
Многочисленные исследования ученых, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом можно восполнить впоследствии. Музыка и движения под музыку – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственное утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, движение и танец под музыку создает ребенку определенный психотерапевтический эффект. Дети, которые с раннего детства погружены в атмосферу музыки и радости, меньше подвержены стрессам и разочарованиям.
Раннее музыкальное развитие, как и развитие речи ребенка немыслимо без активного участия родителей. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки.
На третьем году жизни у ребенка прежде всего развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Особенностью этого возраста является то, что малыш любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Хорошо, когда под рукой оказываются детские музыкальные книжки : нажал на кнопочку и вот уже началась веселая детская песенка. Такие книжки можно купить и магазине игрушек, и в супермакетах, где есть отдел с детскими книжками и игрушками. Дети так любят музыкальные книжки, что это позволяет маме заняться на несколько минут своими делами.
На третьем году жизни у ребенка развиваются музыкально-сенсорные способности. Что это значит? Ребенок уже начинает различать музыку по динамике (громко-тихо, быстро - медленно), по тембру (птичка поет звонким голоском, а мишка – грубым и низким, а так же по тембру детских музыкальных инструментов (звучанию дудочки, барабана, погремушки, бубна, маракаса, металлофона, бубенцов).
В связи с обогащением речи у ребенка развиваются певческие навыки. Слушая, как поет мама или бабушка, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая интонациям взрослого. Конечно, нужно учитывать возможности ребенка, поэтому песенки должны быть простыми, с повторяющимися словами и фразами.
Нужно учитывать следующее:
- Содержание песенки должно отражать круг интересов ребенка;
- В песенке могут встречаться непонятные для ребенка слова или фразы, их следует разъяснить, показать подходящие картинки или предметы.
- Фразы в детской песенке должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их для нового вдоха.
- Мелодия в песенке не должна звучать слишком высоко или слишком низко, а находиться в пределах возрастного диапазона, чтобы голос ребенка звучал естественно, без напряжения и перегрузки.
Часто родители задают вопрос : - «Какая музыка предпочтительнее для слушание детей третьего года жизни?» Меломанам младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии (даже если они очень красивые). Малыши тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. Такая музыка создает у ребенка позитивный настрой и помогает ощущать жизнь, как уютный и радостный мир. Регулярно слушая спокойную и радостную музыку, малыш накапливает у себя опыт музыкальных впечатлений и со временем начинает узнавать знакомые мелодии, просит их повторить.
Музыка, как известно, воздействует прежде всего на чувства, вызывая определенное настроение. Знакомство с музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально, развивает мышление и память. Для развития музыкальных способностей и музыкальной культуры детей от 2 до 3 лет необходимо использовать народную музыку. Это русские народные потешки и прибаутки, игры, колыбельные. Они легко запоминаются, вносят разнообразие в жизнь малыша.
Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия., научиться различать смену настроения в музыке, прислушиваться к звучанию различных инструментов. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой или более скромная по выразительным средствам, но вызывающая восхищение, старинная музыка. Слушать классическую музыку лучше всего в домашних условиях, когда ребенок чувствует себя защищенным, любимым и находится в окружении, насыщенными положительными эмоциями.
Музыкальные способности ребенка очень хорошо развиваются во время его движений под музыку. Танцевать малыши любят под пение взрослого, когда мама или кто-то из родственников напевает несложную мелодию на слоги: «та-та-та», «три –та-тушки, три-та-та», «Ту-ру-ру», «Ля-ля-ля». Можно дать малышу погремушку или меленький маракас, бубенцы на палочке, тогда он будет весело звенеть игрушкой и пританцовывать.
Чаще детки танцуют вместе со взрослыми, но умеют плясать и самостоятельно. Дети могут притопывать ногой, хлопать в ладошки, покачиваться с ноги на ногу, кружиться на шаге и одновременно подпевать себе: «ля-ля-ля». Важно, чтобы во время музыкально-ритмических- занятий царила атмосфера радости, чтобы взрослые подбадривали ребенка, восхищались его умением танцевать.
Можно дать в руки ребенку платочек, предварительно показав, что им можно помахивать перед собой и над головой, кружиться с ним. С окончанием музыки ребенок может присесть и спрятаться за платочек, держа его за уголочки. Конечно, этому нужно ребенка научить. Показать, как правильно держать платочек пред своим лицом, словно спрятался от мамы. Так проводится игра «Прятки». После того, как ребенок научился «прятаться» за платочек, мама делает вид, что ищет его и поет: «Я хожу, хожу, хожу, никого не нахожу. Ну, куда же мне пойти? Где же Олю мне найти?». Нужно сказать ребенку, что после этого вопроса, он должен встать и поднять платочек вверх. выкрикнув: «А вот и я!». После этого ребенок может весело попрыгать с платочком. Эта игра разучивается постепенно, по мере взросления ребенка и обретения им необходимых навыков.
Многие исследование психологов доказали, что дети, которые занимаются танцами, добиваются больших успехов в учебе и опережают своих сверстников в развитии. Танцы помогают ребенку раскрепоститься, стать более общительным и открытым. Соединение музыки и движения формирует атмосферу положительных эмоций, что в свою очередь делают поведение ребенка естественным и красивым. В любом случае, общение ребенка с музыкой доставляет ему удовольствие и много радости.