Оксана Терновская
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. Этой проблемой занимался ряд педагогов и психологов. М. М. Кольцова в своих работах отмечает: «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук». Л. Ф. Фомина на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; хотя общая моторика при этом может быть в норме и даже выше нормы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Немецкий философ Кант говорил, что «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Тесная взаимосвязь больших полушарий с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук и подушечках пальцев, доказывает, что утомление мышц рук называется торможением ЦНС и наоборот.
Работы В. М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи «Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит- развивать речь ребенка. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) Отмечают, что значение законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с ребенком, а следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира.
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. эта проблема представлена в двух образовательных областях: развитие речи и физическое развитие.
Работая долгое время в детском саду, я заметила, что в последние 5 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в детский сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видио.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками).
Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные действия.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребёнка, вызывает трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.
Выше перечисленные факты помогли определить цель моей деятельности:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Исходя из этого, определила комплекс задач:
• Совершенствовать систему работы с детьми по развитию речи посредством мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
• Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи;
• Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
• Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.