Ольга Зыкова
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома»
Цель:
1. Ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;
2. Дать рекомендации по развитию мелкой моторики;
3. Познакомить с содержанием возможных игр и упражнений.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие мелкой моторики дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Предложить родителям подумать и совместно найти ответ на данныйвопрос: “Для чего необходимо развивать мелкую моторику”
Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Предоставить родителям раздаточный материал. Обсудить какие положения для них уже знакомы, а какие нет. Объяснить значимость каждой позиции.
Памятка для родителей
Детям младшего школьного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
-Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
-Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
-Организуйте игры с пластилином, тестом.
-Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
-Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
-Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
-Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
-Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
-Запускайте пальцами мелкие волчки.
-Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
-Режьте ножницами.
Виды упражнений и занятий для развития мелкой моторики
1. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста; малыши-3-5 мин., ст. дошкольники-10-15 мин. в день.
2. Рисование, раскрашивание
4. Вырезание ножницами, аппликация
5. Лепка
Хочу предложить вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Итак, давайте поиграем.
Предложенные игры проигрываются с родителями.
Примерный список игр и упражнений для развития мелкой моторики
Рыбки
Рыбки плавали, ныряли
имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся,
сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся,
растопырить пальчики
То зароются в песке.
снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
Прогулка
Загибаем пальчики по одному
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Дождик
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
-Ох!
(один хлопок)
И ушел
Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей
1. Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
2. Самолет
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать пластилин и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
4. Жучок
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
5. Аппликация на пластилине.
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т. д.); бусины, бисер, пуговицы.
Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко» однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см, а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленый пластилин размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
6. Рисунок на пластилине
Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т. д.).
Осуществление идеи; пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок пластилина? Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
Таким образом,развивать мелкую моторику рук можно не только вспециально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастёт, если взрослый не ограничится заданием и уйдёт в другую комнату, а вместе с ребёнком возьмётся за решение задачи.
Поинтересоваться есть ли у родителей вопросы, дать ответы.
При необходимости, провести индивидуальные беседы с родителями.