татьяна коломиец
Развитие логического мышления, логические экологические задачи для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале значение слова (понимание его) слитно с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действительным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форманаглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берёт ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Публикация «Развитие логического мышления, логические экологические задачи для дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связанности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
С этой целью я учу детей при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым суждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает приводиться не вслух, а про себя. Оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путём специально организованного обучения.
Изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития. Чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте нецелесообразно. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в которой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления.
В своей работе с использованием лингвистических и дидактических игр, логических задач, стихов-небылиц с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса, я опираюсь на сенсорные процессы.
Привожу примеры используемых игр:
Словесная игра «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подосиновик).
А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадаете, малыши,
Какой гриб они нашли? (Маслёнок)
Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор)
Вопросы: Что за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?
Словесная игра «Объяснялки».
1. Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).
2. Подумать только: ведь мы-то - люди - большую часть своего времени - зимой особенно - проводим в четырёх стенах! Спим, едим, работаем, читаем, пишем - всё в комнатах. И в домах у нас своё тепло, свой свет, своя вода, свой огонь и всевозможные удобства: кровати для сна, стулья для сиденья, столы для еды и работы, одежда, обувь.
А глянешь в окно, - там ничего этого не знают, совсем другой жизнью живут там жихарки. Взять хоть мышей. (объясни кто такие «жихарки» и как они выживают зимой в природе)
Словесная игра «Чересчур».
Дети должны отвечать на вопросы.
Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти). А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть). А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).
Дятлы поселился в парке. Почему? (А если дятлы не будут жить в парке? Что может случится)
Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».
У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь»?
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.
Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.
За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.
Небылицы. Найти несуразицы в тексте.
1. Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор.
И увидел, как на грядке,
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез.
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.
2. Взлетела сорока высоко,
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий,
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Логические задачи.
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).
Логические задачи.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).
Логические задачи.
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зеленая. (О смородине).
«Птичья столовая».
«Давай устроим на балконе птичью столовую,»- попросила Таня маму,
- «Пускай птички прилетают и подкармливаются.» Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/с и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные, замёрзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек. Почему?
Вывод: Птичка, которая не поела зимой хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было найти её. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть в неё корм ежедневно.
«По грибы».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
- «Смотри, смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома.»
– «Нет, этого нельзя делать,» - сказала мама. Почему она так ответила Вове.
Вывод: Мама не разрешила поймать сыну птичку, потому что знала: это был птенчик, который ещё учился летать. Взрослая птичка - его мама - была рядом. Птичка вырастет в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая комаров вредителей. А на новом мести без привычной еды птенчик может погибнуть.
«У речки».
Однажды Серёжа с мамой и папой пришли на речку. Близко от берега плавало много маленьких рыбок.
– «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок.»- попросил Серёжа родителей.
– «Нельзя их ловить,»- сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?
Вывод: Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если погибнут мальки, то в речке будет меньше взрослой рыбы – значит, речка обеднеет.
«Осенью».
Вера и Оля сгребали осенние листья и увидели на одном листочке жука - солнышко. Вера взяла его на руки, но жук не шевелился.
– «Может быть, солнышко погибло от холода,»- сказала Оля.
–«Нет,»- ответила Вера,
- «Оно живое». Что девочка объяснила подруге и что дети сделали с жуком?
Вывод: Осенью жуки – солнышко прячутся под листиком и засыпают на зиму – об этом и рассказала Вера Оле. Девочки бережно положили солнышко под куст и накрыли листьями. Весной он оживёт отложить яички и из личинок выведутся молодые жуки, которые будут приносить большую пользу растениям.
«Жучок – солнышко».
Алёша и Андрей рыхлили землю около куста роз. – Смотри как много тли на стебле! «Погибнет наша роза», - сказал Андрей. «А я знаю кто может уничтожить тлю и спасти нашу розу», - сказал Андрей и куда-то убежал. Кого он пошёл искать?
Вывод: Алёша догадался что тлю уничтожает жук – солнышко. Поэтому и поспешил найти жуков и посадить на стебель розы. Жучок – солнышко и его личинки очень полезны, и их нужно беречь.
«В лесу».
В воскресение Катя и её мама вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы и пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и крикнула маме: «Смотри, какой красивый цветок я нашла, можно мне его сорвать?» - Не трогай колокольчик, не рви его,- сказала мама. Почему мама не разрешила Кате сорвать цветок?
Вывод: Колокольчик – краса леса. Ведь не только Ката с мамой приходят сюда любоваться цветами, но и другие люди тоже хотят полюбоваться ими. К тому же, в чашечках колокольчиков прячутся насекомые на ночь и в непогоду; если сорвать цветок насекомые останутся без домиков.
«У озера».
В воскресение я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг в траве они увидели маленькую лягушку.
– «Давай возьмём её домой, а то она заблудилась,»- сказал один мальчик.
– «Не трогай её, лягушка сама найдёт себе дорогу,»- сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Вывод: Второй мальчик был прав, потому что лягушка не может жить в квартире у неё может пересохнуть шкурка, и она погибнет. Лягушка может жить только во влажных местах.
«На участке детского сада».
Костя с Витей играли на участке д/сада и одновременно увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
- «Давай поймаем её,»- предложил Витя,
- «И покажем всем, какая она красивая.»
- «Нельзя ловить бабочек,»- сказал Костя.
Вывод: в нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же и вылавливать птиц, зверей. Костя правильно остановил товарища.
«Осень».
Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами.
«Это- стрекоза,»- узнали дети.
– «Она полезное насекомое и её не надо трогать.»
- «А почему стрекоза залетела к нам в комнату? И что нам нужно сделать?»
- спросила воспитатель.
Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот стрекоза и залетела случайно в комнату. Правильно сказали дети, которые предложили не трогать стрекозу, она сама найдёт себе укрытие. Весной она отложит яички, из них выведется много стрекоз, которые помогут людям защитить сады и поля от вредителей.
«У речки».
Вчера я была у речки и вот, что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?
Вывод: Если каждый человек будет бросать в речку всё что захочет, дно засорится, поднимется, а значит, воды будет меньше. В речке живёт много рыб и растений - без воды они погибнут. Так же водой пользуются и люди, а если её не станет, то и люди здесь жить не будут.
«Осенние листья».
Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром.
– «Сегодня будем сгребать листья,»- сказала мама Саше.
- «А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костёр?»- спросил Саша.
- «Нет нельзя,»- ответила мама. Почему мама не разрешила Саше сжечь листья.
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым от костра его засоряет. Саша не знал этого и мама ему объяснила. Листья нужно сгребать в кучу и прикапывать землёй. Они перегниют в земле и станут удобрением.
Мини – эксперимент по логическим задачам.
Прочитать стихотворение детям и предложить ответить на вопрос.
Я сорвал цветок, а он завял.
Я поймал жука, а он умер у меня на ладошке.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Как это сердцем?
«Загадочные объявления».
1. Приходите ко мне в гости! Адрес не имею, свой домик ношу всегда на себе. (Улитка)
2. Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (ЕЖ)
3. Надоело ползать! Хочу взлететь, кто одолжит крылья?
4. Помогу всем у кого сломался будильник. (Петух)
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
6. Хочу свить гнездо. Одолжите или подарите пух, перья. (Птица)
7. Что- то очень скучно стало одному выть на луну. (Волк)
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте себе его на память. Я успешно ращу себе новый. (Ящерица)
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха)
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне. (Олень)
11. Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятие провожу ночью. (Сова)
12. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)
13. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов, материнских чувств не испытываю и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку. (Кукушка)