Татьяна Елисеева
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Публикация «Консультация для родителей „Развитие коммуникативных навыков у детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Важнейшей основой социальной готовности ребенка к школе является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Как показывает практика, среди воспитанников детского сада имеется определенная группа детей с несформированностью коммуникативных навыков. Детям с большим трудом удается наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру и т. д. Вследствие этого они нередко оказываются в определенной изоляции, из-за чего испытывают значительный эмоционально-личностный дискомфорт. Данные проблемы сказываются на снижении социальной готовности детей к школе, их мотивации к учению, а в дальнейшем - на общей успеваемости младших школьников. Это же подтверждают высказывания учителей начальных классов школ. Учителя обозначают проблему социальной готовности первоклассников. Некоторые дети с трудом заводят новые связи, не проявляют терпимости к сверстнику, не умеют управлять поведением, проявляют в некоторых случаях агрессию. Корни проблемы лежат, конечно же, в дошкольном возрасте. Проблемы общения существуют в разных возрастных группах.
В младшем возрасте некоторые дети применяют агрессивные методы взаимодействия (кусаются, дерутся, кричат). Это связано, прежде всего, с недоразвитием речи таких детей, недостаточной сформированностью навыков поведения.
В среднем возрасте не все дети могут согласовать свои действия по ходу роли, объяснить словами правомерность своих притязаний; в конфликтах бывают, агрессивны, не всегда внимательно слушают собеседника, не соблюдают очередность высказываний.
В старшем возрасте не все дети согласовывают действия с правилом, особенно в ситуации проигрыша; во взаимодействии при конфликте случаются агрессивные проявления. Встречается ненормативная лексика. Испытывают трудность при коллективном создании замысла деятельности, не всегда терпимы к критике со стороны партнера.
Так как в общении с ровесниками и взрослыми ребенок старшего дошкольного возраста становится более самостоятелен и независим, именно в этот период необходимо помочь ребенку приобрести такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты. К 6-7 годам существенно меняется отношение к сверстникам.
В этом возрасте ведущим объектом общения становятся сверстники, а главным средством - речь. Основная задача педагога - научить дошкольников разрешать конфликтные ситуации с помощью слов: доказательств, убеждения, а не с помощью физической силы или неадекватного поведения. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других.
Понимая всю важность социализации ребенка для его успешной будущей жизни, в своей педагогической деятельности стараюсь уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков своих воспитанников.
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования.
Сказки, притчи и легенды со всего мира – и русские, и китайские, и индийские, и американские, и народов Севера, и народов Африки…несущие волшебство познания и мудрость, всегда завораживают маленьких слушателей и учат, они помогают детям разобраться в тех вопросах, которые почему-то не принято откровенно обсуждать в современном обществе – вопросах дружбы, любви к людям, личностных качеств, таких как доброта, ум, мудрость, способность «светить» другим.
Детям бывает нелегко ориентироваться в мире своих переживаний, мыслей и взаимоотношений – они призваны открыть детям тайны их внутреннего мира. А без помощи взрослых это ой как сложно. Поэтому диалог детей со взрослыми – после каждой сказки даются вопросы для обсуждения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе данная сказка.
Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать.
По моим личным наблюдениям, родители старших дошкольников перед школой, как правило, начинают «интеллектуальную» подготовку ребенка. И, к сожалению, мало обеспокоены умением ребенка вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, поддерживать общий разговор, находить партнера, выбирать способы общения, адекватные ситуации. Первый год в нашем саду работает родительский клуб «На пороге школы», одной из задач которого является повышение компетентности родителей в вопросах социального развития дошкольников, как неотъемлемой части готовности ребенка к школе. Понимая важность роли взрослого в социализации ребенка, стараемся убедить родителей, что главный воспитывающий фактор – личный пример родителей. Ведь большое значение в жизни семьи играет то, каких нравственных норм придерживаются взрослые, как общаются родители между собой и с ребенком, какие слова используют для общения. При встречах с родителями используются активные методы общения:
игры и упражнения направленные на оптимизацию общения,
ролевое проигрывание проблем воспитания,
игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности,
моделирование способов родительского поведения,
обмен опытом воспитания.
Такая работа предоставляет родителям возможность стать активными исследователями собственного поведения, раскрепощает их, делает их более открытыми для общения, они начинают лучше понимать своих детей. По отзывам родителей, эти встречи помогают родителям понять и ощутить на практике, что функция семьи для ребенка, поступающего в школу – быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.
В своей работе с детьми использую пособия:
• А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок» Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Т. 1. – М. : «Амрита-Русь», 2007. – 288 с. – (Серия «Образование и творчество»).
• А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /