София Мошкова
Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности дошкольников посредством приобщения к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К. Д. Ушинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Какую бы сферу жизни мы не взяли, везде кризис. О чем это говорит? Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, это говорит «о том, что кризис, переживаемый нами сегодня, есть кризис не политический, не экономический, не экологический, не культурный – это кризис личности, кризис нашего самосознания. Только этим кризисом можно объяснить глобальность бед, через которые сегодня проходит наш народ и наше государство. И легко доказать, что в основе бед лежит неспособность многих наших соотечественников отличить добро от зла». Что же нужно делать, чтобы преодолеть кризис в обществе? И снова ответ на этот вопрос может дать Святейший Патриарх Кирилл: «Только сильная нация способна решать задачи, которые перед ней стоят. Так вот, чтобы сильными мы были, нам надо научиться друг с другом общаться, друг с другом мирно жить. А все это возможно, когда в сердце - вера, когда человек воспитывается в совершенно конкретной системе нравственных ценностей своего народа». Всем известно, что наше будущее – это наши дети. И будущее нашей страны напрямую зависит от того, какими вырастут наши дети.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие нравственных качеств личности дошкольников посредством приобщения к народной культуре“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратить внимание к душе ребенка должны не только педагоги, но и родители. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык.
Осознавая значимость проблемы по приобщению детей к народным традициям я пришла к выводу, что эта работа требует тесного сотрудничества с семьей. Именно в семье ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт, в семье сохраняются и передаются нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, именно родители ответственны за воспитание детей.
Таким образом, работая по проблеме «Развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников через приобщение к истокам народной культуры», были разработаны рекомендации для родителей :
1. С самого раннего возраста давайте понять ребёнку, что главные в семье- это родители, но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка.
2. Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, соберите альбом с фото родных, запишите рецепты бабушек, делайте с ребёнком подарки для близких своими руками и тд.)
3. Покажите старинные вещи бабушек и дедушек. Придумайте вместе с детьми интересные истории про эти вещи.
4. Расскажите ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
5. С самого рождения знакомьте своего ребё нка с русским фольклором: колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками.
6. Расскажите детям о традициях русского народа :
а) как жили наши предки,
б) какими занимались ремёслами,
в) как сеяли хлеб,
г) какую на Руси носили одежду.
7. Приобщайте детей к традициям празднования русских народных (и православных) праздников (Масленица, Рождество, Пасха и мнг. др) : выучите стишок, закличку, песенку; сделайте какую- нибудь поделку, поздравьте родных или просто знакомых.
8. Знакомьте детей с русскими народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом.
9. Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, которые имеют большое значение в жизни вашего города (села).
10. Посещайте с детьми выставки и музеи русского творчества, быта. 11. Познакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. 12. Посмотрите с детьми передачу, кинофильмы рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, оценивайте их вклад в жизнь общества. 13. Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край.