Галина Соловьева
Консультация для родителей «Ранняя диагностика РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. К РАС относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство.
Для точной диагностики риска расстройства аутистического спектра (РАС) у ребёнка необходимо обратиться к квалифицированному врачу.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Диагностика детей с ОВЗ
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Поведение, которое может указывать на риск РАС, включает:
Проблемы с коммуникацией. Ребёнок не может сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу.
Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми.
Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику.
Сильная привязанность к неодушевлённым предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т. д.).
Нездоровая реакция на внешние раздражители. Нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности.
Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии — многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.
Другие признаки, при наличии которых также может быть дискомфорт:
проблемы с концентрацией внимания, постоянная растерянность и забывчивость;
нелюбовь к любым переменам в своей жизни;
отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового;
игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
Диагноз ребёнку с расстройством аутистического спектра (РАС) ставит врач-психиатр.
Он собирает информацию о ребёнке у родителей и других значимых взрослых. Затем изучает заключения других специалистов (неврологов, педиатров, логопедов, психологов, воспитателей из детского сада или учителей, если они есть. Также врач может попросить пройти специальные опросники.
Во время приёма специалист наблюдает за поведением ребёнка, может поиграть с ним или побеседовать.
В некоторых случаях ребёнка обследует команда специалистов и сообща даёт рекомендации по терапии. В эту команду могут входить логопед (чтобы определить языковые навыки, дефектолог и эрготерапевт (чтобы обследовать физические и моторные навыки).
«Золотой стандарт» диагностики аутизма — это методика ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule, Second Edition).
Она является стандартизированным инструментом оценки социального взаимодействия и коммуникации, игры, особенностей поведения и деятельности.
Методика состоит из пяти модулей, выбор которых зависит от возраста и уровня развития речи ребёнка или подростка.
ADOS-2 применяется по всему миру и считается наиболее надёжным методом диагностики аутизма.
Право проведения обследования и диагностики есть только у специалистов, прошедших обучение по использованию методики.
Следует отметить, что результаты теста не могут быть единственным основанием для постановки диагноза расстройства аутистического спектра. Наиболее надёжные результаты диагностики получаются, когда тестирование проводит опытный детский клиницист, который в комплексе оценивает результаты теста и клиническую картину.
Методика ADOS-2 даёт следующие возможности в диагностике расстройств аутистического спектра (РАС) :
Позволяет провести раннюю диагностику РАС начиная с 12 месяцев возраста развития независимо от сформированности навыков речи. В раннем возрасте методика позволяет оценить обоснованность для беспокойства по поводу наличия РАС и своевременно начать верный маршрут помощи.
В возрасте от 3 лет и старше методика позволяет достоверно определить наличие или отсутствие РАС.
Применять методику ADOS-2 могут специалисты, прошедшие обучение по её использованию:
клинические психологи;
специалисты с дипломом (специалитет, магистратура, ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия или педиатрия).