Карылгаш Кенесова
Консультация для родителей «Работа с пассивным ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с пассивным ребенком и его родителями.
Проблема пассивности. Пассивность, инертность или замедленная реакция – состояния прямо противоположные активности и инициативности. Пассивность в детях – главное препятствие формированию границ. Пассивные дети идут по жизни по кругу, постоянно от кого-то чего-то ждут. Когда ребенок пассивен, он не учится быть хозяином своей судьбы. Он привыкает находиться в чьих-то руках, привыкает, чтобы кто-то все решал за него. Пассивные дети не способны извлекать пользу из процесса под названием "учиться на собственных ошибках", который заставляет их формировать границы. Они никогда ни к чему не прикладывают усилий, никогда не терпят неудач и соответственно не растут. Зачастую это очень милые и приятные дети, но, общаясь с ними, вы никак не можете понять, что же они собой представляют. Им трудно завести друзей и определить свои интересы и пристрастия, они очень легко подпадают под влияние и контроль более напористых приятелей. Они лишь существуют, а не живут полной жизнью. Мне всегда становится грустно, когда я думаю о детях, которые из-за своей пассивности остаются на обочине жизни. Они растут, стареют и умирают, никогда ничем и никем до глубины души не увлекаясь и сами никого по-настоящему не увлекая. Из-за своей пассивности они обречены постоянно пребывать в сумерках. Как бездарно прожиты их жизни!
Публикация «Консультация для родителей „Работа с пассивным ребенком“» размещена в разделах
Что делать с пассивным ребенком? Родителям пассивных детей приходится решать двойную задачу. Они сталкиваются с теми же проблемами формирования границ – с безответственностью и нежеланием ребенка самому быть хозяином своей жизни, – но им гораздо труднее вовлечь такого ребенка в процесс обучения. Вот несколько разновидностей детской пассивности :
• Медлительность. Ребенок откликается на вашу просьбу в самый последний момент. Когда вы уже ждете его в пальто, чтобы отвести в школу, он все еще доделывает уроки. Когда вы просите его помочь вам накрыть на стол, обычно энергичный и быстрый ребенок еле движется. У него уходит колоссальное количество времени на то, что ему делать не хочется, и всего несколько минут на то, что хочется
• Игнорирование. Ребенок не выполняет ваши распоряжения, делая вид, что не слышит вас, либо явно не обращая на вас внимания. Он продолжает заниматься своей игрушкой, читать книгу или думать о чем-то своем
• ^ Безынициативность и нежелание рисковать. Ребенок избегает всего нового: знакомства с новыми друзьями, посещения новой спортивной секции или нового кружка детского творчества. Он предпочитает оставаться в знакомой обстановке и заниматься привычными делами
• ^ Пребывание в мире грез. Ребенок скорее погружен в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире ребенок чувствует себя лучше и счастливее. Он погружается туда при столкновении с малейшей проблемой и при ощущении самого незначительного дискомфорта
• ^ Пассивное неповиновение. Ребенок не откликается на ваши просьбы, безучастно или угрюмо уставившись на вас и продолжая ничего не делать. Совершенно очевидно, что он на вас сердит и пренебрегает вашими указаниями, но хранит молчание
• Изоляция. Ребенок избегает общения с домашними, предпочитая оставаться в своей комнате. Ни в чем вам не противореча, не споря с вами и не вступая в открытую борьбу, он самоустраняется от происходящего вокруг и пытается пережить возникшую проблему в одиночку
Пассивные дети – вовсе не плохие и не злые. Просто у них своеобразное отношение к жизни, мешающее им развивать в себе такие качества, как независимость, самообладание и стремление стать хозяином своей судьбы. Не все связанные с пассивностью проблемы одинаковы по своей сути. Дети не проявляют активности по разным причинам. Ниже перечислены коренные причины, а также способы, с помощью которых вы сможете помочь своим пассивным детям развить в себе активность, необходимую для формирования границ личности.
• Страх. Дети могут не отзываться или вяло реагировать на происходящее вокруг из-за подсознательного страха или тревоги, парализующих их инициативность. Переполняющий душу страх заставляет детей занимать защитную или оборонительную позицию, когда они оказываются в непростых житейских ситуациях.
• Близость. Некоторые дети боятся быть близкими и открытыми с другими людьми. Они стеснительны, замкнуты и скованны рядом со сверстниками. Стараются избегать ситуаций, в которых могут обратить на себя чье-либо внимание. Предпочитают никогда ничем не выделяться. И хотя некоторые дети по своей природе более застенчивы, чем другие, они все равно обязаны учиться строить отношения с окружающими. Школа, церковь, занятия спортом, кружки и другие виды деятельности должны стать обычной и желанной частью жизни ребенка. Не вмешивайтесь в отношения между ребенком и его приятелями, но постоянно будьте близки с ним, чтобы он мог делиться с вами всеми своими переживаниями
• Конфликт. Дети принимают активное участие в жизни семьи, когда все хорошо, но становятся испуганными и пассивными, если кто-то начинает на них сердиться, если назревает конфликт. Их пугает чей-то гнев или возможность применения физической силы. Не обещайте детям, что они никогда в жизни не испытают боли. Но внушайте, что, насколько это зависит от вас, вы не допустите, чтобы кто-нибудь причинил им вред. Разбирайтесь как в назревшем конфликте, так и в возникшей боли. Мой знакомый водил дочь на уроки карате. Первые несколько недель он был страшно обеспокоен тем, что в начале каждого занятия девочка постоянно плакала и цеплялась за него. Но он сказал ей: "Ты должна ходить сюда три месяца. У тебя нет другого выбора, даже если ты будешь плакать. А через три месяца ты сама решишь, стоит ли тебе продолжать заниматься дальше". Незадолго до окончания трехмесячного срока девочка получила соответствующий ее уровню разряд и решила продолжить занятия. Внушайте ребенку, что состояние внутреннего конфликта вполне естественно и что он обязательно с ним справится
• Неудача. В наше время многие дети страдают от внутренних конфликтов, возникающих на почве их перфекционистских взглядов. Боясь сделать ошибку, они не позволяют себе проявлять инициативу, чтобы тем самым исключить вероятность неудачи. Таким образом, они лишают себя возможности учиться на ошибках. Разбирайтесь в каждой конкретной неудаче и внушайте ребенку, что он нисколько не рискует потерять вашу любовь к нему. Вы и сами можете совершить какую-то ошибку прямо на глазах у ребенка – и посмеяться над собой. Одна моя знакомая семья "добилась огромных успехов" в постоянном совершении ошибок. Бывая у них в гостях, мы никогда не слышим от них историй о каких-либо грандиозных достижениях. Наоборот, каждый из них просто и откровенно рассказывает о том, как в очередной раз решил рискнуть на работе и потерпел неудачу или опростоволосился на глазах у приятелей. Их дети также охотно делятся своими промахами. Эти люди делают неудачи своими друзьями
Неспособность правильно ставить цели. Желания и цели помогают детям преодолевать инертность: "Исполнившееся желание как древо жизни" ( Притчи 13:12). Оказавшись в конфликтной ситуации, дети сразу же становятся пассивными. Эти дети вовсе не ленивы. Они и с проблемами-то столкнулись, пытаясь предпринять какие-то шаги, направленные на достижение определенного результата. Но пережить разочарование они не могут. Им могло оказаться не под силу написать первую в жизни контрольную работу – и они сдались; не сумели правильно разрешить назревший конфликт в отношениях с другом – и остались в одиночестве. Не старайтесь уберечь или оградить ребенка от окружающего мира. Дом – не место, где следует прятать ребенка от действительности. Дома ребенок должен овладевать умением решать поставленные перед ним задачи. Говорите ребенку, что всегда ему поможете. В меру сложные домашние дела, такие, как приготовление пищи, уборка, покупка продуктов, работа на дачном участке, даже косметический ремонт квартиры, помогут укрепить уверенность ребенка в собственных силах. И он сумеет начать ставить перед собой цели, которые ему будет интересно достичь. Самое лучшее – это выбирать между мытьем плиты и написанием научной работы!
Неугаданные желания. Ребенку может казаться, что он не обязан говорить вам о своих потребностях, так как вы якобы должны знать об этом заранее. Он расстраивается, если вы не задаете ему правильные вопросы, забываете о том, что он хочет, не понимаете, почему он такой несчастный. Это характерная черта маленьких и не очень маленьких детей, которым трудно в собственном восприятии отделить себя от родителей. Грудные младенцы нуждаются в маме, которая должна предвидеть все их потребности, – иначе их жизнь подвергнется опасности. Но по мере того, как дети растут, они обязаны четко доводить свои нужды до сознания родителей. Пусть ребенок знает, что вы действительно хотите помочь ему удовлетворить все потребности и решить все проблемы. Но при этом скажите так: "Даже, несмотря на то, что я очень люблю тебя, я не могу читать твои мысли. Если ты не скажешь мне ясно, что ты хочешь, то никогда этого не получишь. Это будет очень печально. Но если ты приложишь усилие, то я сделаю все возможное, чтобы помочь тебе".
Противоречивая агрессия. Некоторые дети по своей природе вовсе не пассивны. В каких-то вопросах они проявляют чрезмерную активность, переходящую в агрессивность, а в каких-то – крайнее равнодушие. Например, мальчик может быть активен в функциональном плане: он получает хорошие оценки и выполняет свои обязанности по дому. Но при этом он пассивен в плане общения : никогда ни с кем не поддерживает длительных отношений. А может быть и такое: мальчик, являющийся круглым отличником в школе, палец о палец не ударит, чтобы помочь родителям по дому.
Все необходимые компоненты активности и уверенности в себе в этих детях присутствуют. Но в определенных условиях детям трудно ими воспользоваться. Они нуждаются в том, чтобы вы помогли им проявить инициативу в наиболее конфликтных жизненных ситуациях. Пусть вас не смущает распространенная фраза: "А я привык так делать". Доводить личность ребенка до зрелости образа Божьего означает неустанно трудиться во всех областях развития и роста человека, а не только в тех, в которых мы наиболее одарены. В данном случае применяется следующее правило: "Ты не возьмешь конфету до тех пор, пока не приложишь достаточно усилий для решения возникшей проблемы". Чтобы получить деньги на карманные расходы или разрешение попозже лечь спать и посмотреть любимую передачу, замкнутый десятилетний ребенок должен раз в неделю пригласить определенное число детей на обед к себе домой или сходить с ними, например, на каток. Жизнь диктует нам свое правило: сначала съешь суп и только потом получишь мороженое.
Лень. Иногда дети пассивны, так как ничегонеделание является образом их жизни. Они могут быть очень заботливыми и добрыми, но им не знакомо состояние томительной жажды деятельности – то самое, которое побуждает нас работать и прилагать усилия на строительство отношений с окружающими, на решение бытовых вопросов. У них нет страха перед будущим. Они знают: кто-то всегда позаботится об их проблемах. Последствия их не пугают. В большинстве случаев причиной лени ребенка являются делающие все за него родители. В какой-то степени его лень оплачиваете вы. Сами того не сознавая, вы требуете от него слишком мало в соотношении с уровнем его зрелости и возможностей. Обеспечивая своему чаду комфортную жизнь, вы тем самым не способствуете его подготовке к жизни в реальном мире.
Как, по-вашему, для ведения домашнего хозяйства требуются усилия всей семьи или участие детей может быть символическим? Необходимо ли закрепить за детьми определенные обязанности по дому и по школе? Не ждите, что ребенок возьмет на себя эти обязанности добровольно. Вы должны выработать системный подход с учетом причинно-следственной связи. Одна моя знакомая, выросшая в очень обеспеченной семье, рассказывала, что, став матерью троих детей, она столкнулась с огромными трудностями, когда приучала ребятишек поддерживать порядок в доме. Она сказала: "Раньше я никогда об этом не задумывалась. Сняв одежду в своей комнате, я так и оставляла ее там, где сняла. Когда я снова заходила в комнату, одежда уже была разложена по местам – это делала горничная. Теперь одежда моих детей постоянно валяется где попало. Как жаль, что осознание подобных вещей пришло в мою жизнь так поздно". Очень трудно быть одновременно ленивым сыном (дочерью, с одной стороны, и отличным, активным и ответственным учеником, с другой. Спросите у своих знакомых, не кажется ли им, что вы делаете слишком много, а ваш ребенок слишком мало. Вы удивитесь, узнав, как на многое способны дети.
Помните: ваш ребенок будет настолько ленивым, насколько вы его приучите к этому. Следующее высказывание, очень хорошо отражающее суть личностного роста, в наибольшей степени относится к ленивым детям: "Ничего не изменится до тех пор, пока боль прежнего существования не станет сильнее боли перемен". Или, как говорится в Библии: "Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать" ( Притчи 21:25). Положите предел и установите последствия лени сегодня, чтобы избавить ребенка от многих печалей завтрашнего дня.
Особые права. Основная причина пассивности ребенка – его убежденность в том, что он наделен особыми правами и заслуживает особого обращения. Такие дети считают, что все обязаны угождать им лишь на основании самого факта их существования. Они не ждут от окружающих ничего, кроме удовлетворения своих потребностей и желаний. Они никогда не испытывают благодарности, принимая все как должное.
Клинические отклонения от нормы. Иногда пассивность ребенка является симптомом нервного расстройства. Например, некоторые виды депрессии могут стать причиной того, что ребенок ищет убежища в пассивности, пытаясь таким образом справиться со своей душевной болью. Пассивность развивается и в результате употребления наркотиков и алкоголя. При малейшем подозрении на это обращайтесь к опытному врачу, специализирующемуся на лечении детей возраста вашего ребенка. Задача родителей – выяснить, есть ли у ребенка клинические отклонения от нормы.
Пассивные дети, взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми –сверстниками и взрослым
Рекомендации
Пассивные, заторможенные дети нуждаются в принципиально иных педагогических воздействиях. Неосознанность собственных действий таких детей, их непосредственные реакции на указания взрослого, а также общая пассивность поведения говорят об отсутствии действительно произвольного поведения. Сниженный интерес к самостоятельным действиям может свидетельствовать о том, что ситуации, связанные с игровой и предметной деятельностью, не побуждают активность таких детей, а потому говорить о ее сдерживании и преодолении (т. е. о произвольном поведении) в данном случае не следует.
Поднять уровень осознанности действий и творческой активности заторможенных детей, сделать их поведение более самостоятельным и осмысленным возможно только через длительную индивидуальную коррекционную работу, направленную на перестройку мотивационной сферы ребенка и на открытие им собственного способа действия.
Первой задачей взрослого в работе с такими детьми должно стать завоевание их безусловного расположения и доверия. Для этого воспитатель должен в течение продолжительного времени участвовать в детских играх, разговаривать и всячески пытаться установить контакт. Однако расположение к взрослому и доверие к нему далеко еще не обеспечивают активности и самостоятельности детей. Речевое внеситуативное общение (как познавательное, так и личностное, как правило, недоступно для пассивного ребенка. Он не может поддержать самый простой разговор (молчит, отворачивается, отвечает формально и односложно). Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка.
Выбор действия тут представляет некоторые трудности. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал бы очевидным для самого ребенка. В качестве одного из возможных примеров такого действия можно привести работу с ножницами (вырезание ровных полосок бумаги). Этот простой и полезный навык не требует особых способностей, вместе с тем он предполагает определенные усилия со стороны ребенка, требует внимания и сосредоточенности. Результат таких действий наглядно представлен и может быть объективно оценен. Поэтому данное действие вполне может быть использовано для коррекционной работы.
Начать можно с самого простого - с разрезания листа бумаги по прямой линии на четыре части. Процесс деятельности разделяется на последовательные этапы. Сначала взрослый показывает, как можно разделить лист на четыре части без линейки и карандаша — сложив его пополам, а потом еще раз пополам, совмещая каждый раз уголки. Потом воспитатель показывает, как правильно держать ножницы, делать маленький надрез, направлять концы ножниц по прямой линий и т. д.
Главная задача взрослого при этом состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься этим делом. Для этого используются все имеющиеся в арсенале воспитатели средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап этого занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал в два раза меньше, или, когда он распался на четыре части, восхищаться получившимися полосками. Словом, надо стремиться эмоционально увлечь, ребенка, заражая его стоим эмоциональным отношением. Взрослый должен выражать яркий интерес к действиям дошкольника, поощрять его малейшие успехи.
Субъективная значимость этой простой и даже примитивной деятельности создается не только эмоциональной включенностью взрослого, но и подробным объяснением значения каждой мелкой операции.
На первых занятиях дети скорее всего будут пассивно и равнодушно выполнять инструкции взрослого. Первый всплеск их собственного интереса совпадает с моментом, когда они сами обнаруживают свои успехи или промахи. Они как бы открывают результаты своих действий и самостоятельно, без помощи взрослого, связывают их с тем, что и как они делали. Это сразу отражается в мимике и поведении: в глазах появляется блеск, обнаружив, что полоска ровная, ребенок улыбается и гордо смотрит на взрослого, а найдя ошибку, стремится ее исправить. Здесь обычно появляются первые высказывания о желаниях ребенка : «Хочу еще вырезать», «Хочу снова заниматься». После этого интерес к деятельности быстро нарастает. Дети сами требуют, чтобы с ними занимались. Продолжая занятия, важно поддерживать каждый успех ребенка, направлять его действия показом или подсказкой: «Ты уже не только все умеешь, но и все понимаешь и можешь сам себя поправлять».
Опыт показывает, что примерно через месяц подобных занятий такое понятное и осмысленное «дело» может стать для ребенка любимым. По собственной инициативе (что особенно важно для пассивных детей) он начинает тренироваться дома и все свободное время стремится резать полоски из бумаги, соревнуясь с другими в качестве результата. Интересно, что, овладев таким навыком, многие дети пытаются передать его сверстникам. Помощь и поддержка взрослого в этих случаях уже не нужны.
Естественно, вырезание полосок вовсе не единственное занятие, которым можно увлечь ребенка. Существует множество других возможностей (кубики, конструкторы, лепка, рисование, поделки из природного материала). Во всех случаях интерес к любому действию и чувство своей самостоятельности и компетентности передаются ребенку в общении со взрослым, через эмоциональную вовлеченность партнеров, осознание действия и оценку его результатов.
Успешность в конкретной деятельности отражается на поведении и самочувствии дошкольников за пределами занятий. Возникшая активность ярко проявляется и на прогулках, и в общении со сверстниками. Дети становятся более активными, эмоциональными, раскованными. После проведения такой коррекционной работы и родители, и воспитатели отмечают, что дети стали «веселее», «самостоятельнее», «активнее» и, как выразилась одна воспитательница, «какими-то наполненными».
Вместе с тем появившийся интерес к самостоятельным действиям и возросшая активность могут привести к тому, что дети становятся менее послушными и усидчивыми, поскольку им трудно сдержать стремление к непосредственному действию. Показатели произвольности у них могут существенно снизиться. В этих случаях нужно использовать те методы общения, которые были рекомендованы выше для импульсивных детей.
Памятка для родителей и педагогов
"Как общаться с пассивным ребенком"
Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело, которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время, будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
Озвучивайте, что именно получается у ребенка : мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки - лучше похвалите.
Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него - это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает различных примеров ребенок, тем лучше.