Мохова Татьяна Викторовна
Консультация для родителей «Психологические особенности детей третьего года жизни»
▼ Скачать
В каждом возрасте ребёнок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.
Публикация «Консультация для родителей „Психологические особенности детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что всё в мире предназначено и происходит только для них. Всё, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдётся, её можно сочинить.
Стараясь установить собственную независимость, ребёнок пытается манипулировать родителями : появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребёнку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.
В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется всё вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.
Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).
Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.
В этом возрасте ребёнок стремится познать суть вещей, но ещё не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.
Ребёнок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность всё, что его окружает.
Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развёрнутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.
Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:
• размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
• количество (много, мало, один);
• названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
• предмет и его части (у машинки есть колёса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
• обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).
Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).
Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:
• разучивать с ним простые четверостишия;
• учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
• чем отличаются две похожие картинки.
К 3 годам в лексиконе ребёнка может быть от 400 до 1500 слов.
Ребёнок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:
• бегать, прыгать на одной и двух ногах;
• ходить на цыпочках, на пятках;
• наклоняться, приседать;
• преодолевать пороги, ступеньки;
• бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
• делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
• лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.
В этот же период малыш учится кататься на трёх- или четырёхколёсном велосипеде.
Ребёнок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:
• надевать майку, носочки;
• застёгивать пуговицы;
• мыть ручки;
• чистить зубки;
• завязывать шнурки;
• даже чистить свои ботинки.
Не факт, что у него всё получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Всё это будет способствовать тому, что ребёнок начнёт доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:
• убрать свои игрушки;
• отнести мусор в ведро;
• протереть пыль на полке;
• помочь маме загрузить бельё в машину;
• насыпать корм рыбкам, если есть аквариум;
• разложить салфетки, хлеб на столе;
• убрать на место ложки, вилки.
К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.
Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепка, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.
В этот период важно обеспечить ребёнку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми, мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы («Лего», мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности.
Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищённым.
Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надёжная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл.