Елена Ивановна Клёсова
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – важное событие в жизни растущего человека и всей семьи. Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд, требующий определенных усилий, так же как и профессиональная деятельность взрослых людей. В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания. И уже через несколько недель с начала школьного обучения ребенок без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника он начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. Так получилось что ребенок не готов еще к той реальности, новой жизни, которая называется «школьные будни». Если правильно подготовить ребенка к школьному обучению, то дальнейшая учеба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Родителям будущих первоклассников не дают покоя бесконечные вопросы: готов ребенок к обучению в школе? как готовиться к школьному обучению? что необходимо знать ребенку? Многие родители считают основным показателям готовности ребенка к школе знание букв и цифр, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако отсутствие этих знаний и умений не требует специальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. По мнению психологов, важно перед началом школьного обучения сформировать у ребенка дошкольного возраста психологическую готовность к обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.
Что же такое психологическая готовность к школьному обучению, и как ее правильно сформировать?
Психологическая готовность к школе предполагает созревание трё х сфер:
- мотивационная сфера
- произвольная сфера
- интеллектуальная и речевая сферы
Мотивационная сфера отвечает за желание и стремление ребёнка посещать школу. Важно, чтобы у ребёнка сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Она проявляется в желании ребёнка пойти в школу с целью получения новых знаний, выполнять задания и получать за это хорошие оценки и похвалу учителя, иметь школьные принадлежности. Игровой интерес должен начать сменяться учебным, то есть игры должны стать менее приоритетными перед учёбой.
Для того, чтобы сформировать у ребенка положительную мотивацию к школьному обучению
1. Обсуждайте с ребенком важность школы и образования, формируйте у ребенка положительный образ школы и положительный образ ученика.
2. Формируйте желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; объясняйте смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе : в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.
3. Чётко ставьте цели перед ребенком : чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: «Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?»;
4. Предоставляйте детям больше самостоятельности: пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Сами проявляйте интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон, очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку;
5. Отмечайте «рост ребенка», его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!».
Произвольная сфера отвечает за способность ребёнка выполнять неинтересную для него деятельность, не отвлекаясь и подчиняться различным требованиям. Для развития данной сферы используют игры с правилами, просят в точности перерисовать картинки.
Интеллектуальная и речевая сфера отвечают за то, на сколько Ваш ребёнок будет способен понимать и выполнять задания учителя. Мышление, восприятие, память, внимание ребёнка должны соответствовать возрастным нормам, чтобы в полной мере успешно освоить школьную программу. Формирование данных процессов в дошкольном возрасте происходит во время игры. Поэтому очень важно не пренебрегать совместными играми с ребёнком, предлагать ему их во всём разнообразии (подвижные, ролевые, режиссёрские).
Речевая сфера включает в себя словарный запас будущего первоклассника, умение различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Для развития этой сферы важным является чтение книг ребёнку, составление рассказов по сюжетным картинкам. Можно включить родительское воображение и придумать массу интересных заданий с использованием букв и звуков.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Внимание
- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут
- находить 5-6 различий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
Память
- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из -4 предложений
Мышление
- определять последовательность событий
- собирать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия в рисунках
- находить лишний предмет, объяснять свой выбор
Развитие речи
- правильно произносить все звуки
- определять место звука в слове
- использовать в речи сложные предложения
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений
- составлять предложение из 5-6 слов
- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги
Развитие мелкой моторики
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей