Светлана Михайлова
Консультация для родителей «Привыкание детей 2 года жизни к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : "Привыкание детей 2-ого года жизни к детскому саду"
Многие родители по разным причинам вынуждены отдать ребенка в сад по достижению им двухлетнего возраста.
Малыш еще сильно зависим от матери, поэтому могут наблюдаться некоторые проблемы в процессе адаптации.
В статье об адаптации детей в возрасте 2 года, советы психологов и доктора Комаровского.
СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Темочки:
Привыкание маленьких детей к ДОУ в этом возрасте имеет свои особенности. Родителям и воспитателям важно понимать, как правильно общаться с ребенком, на что стоит обратить внимание. Трехлетка уже владеет речью, первичными навыками самообслуживания.
Двухлетний же малыш менее приспособлен к самостоятельности и нахождению даже некоторое время вдали от привычной обстановки. Считается, что именно в этом возрастном периоде адаптация проходит сложнее.
Двухлетка может часто болеть, плакать, когда его ведут в садик. Кроме того, он быстро устает: в группе много других детей, с которыми приходится общаться, появляется необходимость соблюдать определенный распорядок дня.
Какие сложности могут возникнуть:
отказ участвовать в жизни группы, общаться с другими детьми;
эмоциональная нестабильность, частые истерики;
сложности привыкания к яслям;
отказ есть пищу в саду;
не хочет спать;
низкий уровень активности, не хочет играть с предметами, отсутствует любознательность.
Учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Если возможно, то лучше отдать малыша в сад чуть позже, когда у него появятся навыки самостоятельности.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКАЯ СХЕМА ПОДОЙДЕТ РЕБЕНКУ?
Определяя схему адаптации двухлетки к саду, учитывают психические особенности, развитие навыков самостоятельности. Необходимо посмотреть:
насколько хорошо малыш идет на контакт;
проявляет ли любопытство;
испытывает сильный стресс при нахождении в группе.
Учитывают и степень психологического развития. При отклонениях от нормы используют особые схемы адаптации.
Привыкание к яслям предполагает контакты со сверстниками. Если малыш раньше мало общался с другими детьми, то могут возникнуть проблемы с установлением отношений с другими членами группы.
Перед тем, как отправить его в садик, желательно побеседовать с психологом. Обязательно следует поговорить с воспитателем, который поможет выбрать более правильную тактику адаптации к новым условиям.
Как бы не проходил процесс привыкания, первое время малыш все равно будет находиться в состоянии стресса. При легкой степени адаптации малыш уже на 7-10 день привыкает к новой обстановке. При средней и тяжелой степени требуется коррекция.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЛЕГЧЕНИЮ ПРОЦЕССА
Чтобы малыш быстро и безболезненно адаптировался к новой для себя обстановке, важно выбрать правильную тактику. Воспитатель контролирует процесс внутри группы. Но и родители должны участвовать в адаптации детей.
Что делать родителям :
создавать позитивный настрой перед посещением сада;
при расставании общаться с малышом спокойно, сказать ему, что он может поиграть с детишками, а затем мама за ним придет;
первые дни оставлять на несколько часов, можно сначала привести только на прогулку, чтобы малыш познакомился с группой, мог поиграть с другими детьми;
соблюдать дома такой же режим дня, как и в ДОУ;
время нахождения в саду увеличивать постепенно, не надо сразу оставлять малыша на полный день;
посещать сад регулярно;
придумать ритуалы прощания и встреч.
Что делать воспитателям:
создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу;
уделять особое внимание детям, которые начали недавно посещать садик;
помогать формировать у ребенка чувство уверенности. Он должен чувствовать себя в безопасности, не бояться обращаться к воспитателю за помощью;
следить за здоровьем малышей, настроением, предотвращать конфликтные ситуации;
проводить беседы с родителями, рассказывать, как вел себя малыш, что он делал, насколько хорошо и быстро адаптируется к новым условиям.
Психологическую атмосферу формируют взрослые. Родителям важно создавать позитивное восприятие детского сада. Воспитателям – комфортную обстановку в группе.
СОВЕТЫ ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО
Доктор рекомендует первое время маме не спешить выходить на работу. Таким образом она сможет вовремя контролировать самочувствие ребенка.
Не рекомендуется отдавать малыша в сад в период с октября по апрель. В это время организм более подвержен различным заболеваниям.
Важно наладить контакт с воспитателем, рассказывать о своих пожеланиях относительно ухода за ребенком.
В два года надо поощрять в детях общительность. Они практически еще не играют вместе, но проявляют любопытство.
В этом возрасте все еще сильны страхи расстаться с родителями. Малыш может испугаться, если мамы долго нет рядом. В итоге начинает сопротивляться, когда она покидает его. Излишняя заботливость может только усилить страх. Если мама, когда ей надо уйти, ведет себя неуверенно, это передается ребенку. Поэтому ей надо поощрять проявление самостоятельности.
Стоит узнать, как именно проходит адаптация в конкретном саду, что делают воспитатели для облегчения привыкания, как общаются с детьми.
Доктор Комаровский рекомендует:
на начальных этапах привыкания снизить требования к ребенку;
подготавливать малыша к расширению контактов: чаще гулять, знакомить с другими детьми;
повышать иммунитет.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПЕРИОД ПРОШЕЛ УСПЕШНО?
Есть основные признаки, по которым можно судить, что период привыкания пройден успешно :
Малыш спокойно расстается с родителями, у него хорошее настроение, когда он уходит в группу и возвращается вечером.
Даже если при расставании плачет, быстро успокаивается, чувствует себя комфортно.
Контактирует с другими детьми.
Проявляет любопытство, изучает игрушки.
Не боится обращаться к воспитателю в случае необходимости.
Спокойно засыпает.
Ест самостоятельно.
Усвоил правила детского сада.
Малыш, который адаптировался к садику, будет рассказывать, что в группе происходит, как он играл с другими детьми, что видел. Он без проблем утром собирается, зная, что вечером родные заберут его домой.
ОШИБКИ
Никто не застрахован от неправильных действий, но все-таки некоторых ошибок лучше избегать. Ошибки родителей :
сразу оставлять в детском учреждении на полный день;
обесценивать страхи, чувства ребенка;
ругать, если малыш плачет;
проявлять раздражение, гнев, если сын или дочь долго собираются в садик, не хотят там оставаться;
обманывать – если обещали забрать до «тихого часа», надо обязательно это сделать;
наказывать садиком: говорить, что если будет себя плохо вести, пойдет в сад;
подкупать сладостями, игрушками;
отправлять в сад заболевшего малыша.
Ошибки воспитателей:
игнорировать, если малыш замыкается, не хочет контактировать с другими детьми, долго плачет;
заставлять есть насильно;
ругать, если он боится проситься на горшок, не владеет навыками самообслуживания – не может раздеться, есть ложкой. В этих случаях ему надо помочь;
не рассказывать родителям, как ребенок вел себя, чем он занимался;
надолго оставлять в одиночестве;
не реагировать на просьбы о помощи.
Родители должны не бояться общаться с воспитателем, спрашивать, как малыш вел себя, как кушал, спал, контактирует ли с другими детьми.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРИВЫКАНИЯ К САДИКУ В ДВУХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
В ранней адаптации к яслям есть как отрицательные, так и положительные моменты.
Плюсы:
Более ранняя социализация, связанная с тем, что приходится активно взаимодействовать со сверстниками.
Положительно влияет на развитие речи, так как малыш вынужден общаться с другими детьми и воспитателями.
Обучение навыкам самостоятельности.
Налаживается режим сна, кормления – дома распорядок дня более свободный.
Минусы:
Посещение детского сада в таком раннем возрасте рекомендуется не всем детям.
Некоторые двухлетки тяжело переносят даже кратковременную разлуку с мамой.
Малыш может стать более капризным, так как нарушается привычный образ жизни.
Частые заболевания, особенно у детей с ослабленным иммунитетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отдать малыша в детский сад в два года можно, если он психологически и физически готов к этому. Лучше всего обратиться за консультацией к психологу. Обязательно следует побеседовать с воспитателями, узнать условия и схему адаптации в конкретном детском учреждении.