Ольга Симонова
Консультация для родителей «Приобщение детей к искусству слова с помощью фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
В приобщении детей к искусству слова, к литературе, к книге, должна быть некая система. Если ребенок воспитывается в семье, то это ежедневное рассказывание, а затем разговор о прочитанном. Если ребенок посещает детский сад, то есть множество возможностей не прервать, не нарушить то, что сделано и делается семьей по развитию интереса ребенка к искусству слова, по воспитанию грамотного чтения.
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение детей к искусству слова с помощью фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Одна из таких возможностей – обращение к фольклорным колыбельным песням, казалось бы самому близкому семейному жанру. В былые времена, когда семьи были многодетными, старшие дети, особенно девочки, укачивая младших, легко овладевали поэзией пестования и навыкам ухода за младенцем. Современная семья, как правило, ищет вербальные способы общения с детьми раннего возраста. Так колыбельные песни стали достоянием книжной культуры, традиция их устного исполнения и применение постепенно утрачивается.
Но нынешнее интеллектуальное, физическое, нравственное состояние детства заставляет нас, взрослых, не только вести поиски нового в преодолении возникших проблем, но и обращаться к тому, что называется хорошо забытым или почти забытым старым – к прежнему опыту пестования малышей.
Колыбельные песни вобрали в себя то, что нужно появившемуся на свет малышу: звук голоса матери, ее ласковые слова, ее творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места после материнских рук. Колыбельные песни благотворно действуют на ребенка, и на маму. Как правило, они короткие, легко запоминаются. Однако, постарайтесь, чтобы ваш репертуар не был ограничен 1-2 текстами и поймите: в первую очередь это нужно вам. Именно вашей задачей является вырастить ребенка спокойным, ласковым, хорошо и правильно говорящим.
Культура материнства складывалась в течении многих веков, и до нас дошло то, что отобрано, и проверено жизнью. Частью этой культуры является поэзия, куда входят пестушки, потешки, детские песенки. Они дают ребенку первые представления о мире. Способствуют его раннему речевому развитию, а так же оказывают эстетическое воздействие.
Пестушки и потешки – это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, его действия.
Народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую приговорку можно внести что-то своё, для своего малыша созданного. Он вместе с вами переживает радость творчества.
Психологи полагают, что развитие ребенка вообще, и культурное развитие в частности, проходит через участие в ситуации. Пестушки и потешки – именно те жанры детского фольклора, которые включают ребенка в ситуации, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают те нравственные наставления, которыми руководствовались люди в течении многих веков.
В глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей, мысль которых движется от частного к частному, от одного сюжета к другому, похожему на первый.
И поэзия пестования, и первые сказки воспринимаются ребенком как музыка, как звучание родного голоса, как игра. Но в дальнейшем он начинает вслушиваться в содержание, интересуется им. Изменения в восприятии ребенка художественного текста нашли свое отражение в детском фольклоре, где установлено некая грань между игрою и иными способами развития малыша.
Рассказывайте и читайте детям фольклорные произведения. Читайте ребенку все то, что вы знаете наизусть, независимо от объем и содержания. В данной ситуации важны, звук вашего голоса, музыка материнской речи, поэтическая интонация. Все это способствует развитию речи ребенка и его общему развитию.