Белышева Екатерина Сергеевна
Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать +Заказ
«Подготовка к обучению грамоте»
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику.
Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра.
В-третьих, если у ребенка нарушено правильное произношение звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков.
Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.
Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными.
Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки.
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
Упражняйте сначала ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук шуршания бумаги, погремушки, барабана и молоточка и т. п.
Затем упражнения в различении речевых звуков. Обратите внимание ребенка к своим губам, как рот широко открыт, когда произносите звук [а]; как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у]; как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и]. Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.
Развиваем у дошкольника умение правильно слышать и выделять звуки речи.
Задания:
- Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине или в конце). ( Например: где в слове ДОМ ты слышишь звук М: в начале, в середине или в конце слова).
- Определи, с какого звука начинается слово, заканчивается слово. (Игра «Цепочка»).
- Найди слова, в которых нет заданного звука (в каких словах нет звука С? Самолет, автобус, шарик, и т. д.)
- Учите детей делить слово на слоги (можно использовать хлопок на каждый слог)
- Различать гласные и согласные звуки.
- Различать твердые и мягкие согласные
- Устанавливать последовательность звуков в слове (какой первый звук, второй, третий в слове БОР, каждый звук спрашивать последовательно).
3. Развитие связной речи
• Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.
• Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
• - Учите: Определять количество и последовательность слов в предложении (сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? И т. д.)
• Составлять рассказы, предложения по сюжетным картинкам. Пересказывать тексты. Рассказывать сказки
• Чтение детям и беседа по прочитанному. (О чем прочитали? Что понравилось? Почему?
• Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улица, дом); имена, отчества родителей, где и кем работают родители; знать последовательность времен года; название месяцев по порядку, дни недели (каждый день обсуждать- какой день недели, число, месяц).
4. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа. В первом классе ребенку нужно будет осваивать письмо.
Чтобы ему было легче, нужно развивать мелкую моторику: месить тесто, лепить из пластилина, игры с бусинками, мелкой мозаикой, штриховать,
рисовать, использовать дошкольные прописи, резать ножницами, проводить пальчиковые гимнастики,
рисовать узоры по клеточкам, и др.