Федосеева Алеся
Консультация для родителей детей среднего возраста «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
(средний возраст)
Воспитатель: Олешнягова А. О
Публикация «Консультация для родителей детей среднего возраста „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
А практические знания, умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложение? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные
звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ’, например: [р’].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твё рдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте :
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
- выкладывание фигуры из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию;
- выкладывание из геометрических форм, разных по размеру, вырезанных из цветного картона;
- выкладывание разрезных картинок из частей (трех, четырех, пяти).
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
- упражнения в различении неречевых звуков:
«Угадай, на чем играю».
Предложите отгадать звук бубна и погремушки, молоточка и барабана и т. п. (до 5 – 7 предметов).
«Шумящие коробочки»
Предложите найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами.
- упражнения в различении речевых звуков:
Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». Ослик поет: «И-и». У мальчика болит зуб: «О-о».
Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
Деление слов на слоги.
- отхлопать в ладоши или протопать слоги словах ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч, ба-ра-бан.
- составить слова из слогов: если сказать СА, а потом НИ, что получится? САНИ.
4. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
5. Звуковой анализ и синтез.
«Поймай звук»
Взрослый произносит набор звуков.
Например: А, К, Р, О, У, И, Т, М, С и т. д.
Ребенку нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит гласный звук.
«Кто больше?»
Придумать как можно больше слов, начинающих на заданный звук.
Например, на С: санки, сапоги, сарафан, собака, синичка, самокат, самолет, слон и т. д.
«Звуковые цепочки»
Ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущей картинки (слова) :
МАК – КОШКА – АИСТ – ТУФЛИ и т. д.
«Слова рассыпались»
«Собери» звуки и догадайся, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно) : к-о-ш-к-а, с-л-о-н, р-у-к-а.
То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения.
Необходимо помнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Удачи вам!