Елена Топская
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Звуковой анализ слова в подготовке к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе? Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношения к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.
Обучение грамоте детей в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
Публикация «Консультация для родителей подготовительной к школе группы „Звуковой анализ слова в подготовке к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Подготовительная группа
- Темочки
- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется», мы поймем, что ребенок, который не произносит звук правильно, вряд ли напишет его правильно в недалеком будущем.
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове.
Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как:
«Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм, «коММ».
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Также детям необходимо знать, что:
- звуки мы слышим и произносим;
- буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные звуки можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.
Гласных звуков шесть : А, У, О, И, Э, Ы.
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я – [йа], Ю – [йу], Е – [йэ], Ё – [йо].
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми:
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные - зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков - горлышко дрожит (положить руку на горлышко).
Согласные звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Согласные глухие звуки : П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.
Примерные игровые задания:
Игра «Поймай звук».
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зеленый.
Игра «Звуковой поезд»
Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Выложить схему к слову ДОМ.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком)
- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О])
- Звук [О] какой? (звук [О] – гласный)
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком)
- Какой третий звук в слове ДОМ? (третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (ДОМ)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук : пэ, рэ… В результате получается «дэомэ», вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям : м, н, т… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т. д.
- Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Успехов вам в занятиях с вашими детьми!