Мария Денисова
Консультация для родителей «Почему ребенок кусается в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кусание — это выражение сильного внутреннего дискомфорта.. Ребёнку плохо, и не знает, как донести это до окружающих. Причины такого поведения разнообразны. :
1. Нездоровая обстановка в семье (ссоры, драки, конфликты взрослых между собой, а также агрессия, направленная непосредственно на ребёнка)
2. Излишняя строгость, запреты и наказания за любую мелочь (причём часто ребёнок сам не понимает, за что его наказывают)
3. Неумение выражать свои чувства словами.
4. Повышенная эмоциональность и гиперактивность ребёнка.
5. Недостаток внимания.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенок кусается в детском саду?“» размещена в разделах
6. Чувство тревоги, страх или стресс, связанный со сменой обстановки (часто проявляется при адаптации к детскому саду).
7. Усталость и нервозность от большого скопления людей в одном помещении.
Что делать родителям
Если ребёнок кусается в детском саду, то прежде всего нужно осознать — проблема есть. Не ждите, пока ребенок «вылечится» от привычки кусаться. Чем раньше вы начнете действовать, тем быстрее и легче ребенок справится с ситуацией. Вот пять простых шагов, которые помогут вам преодолеть «кризис кусания».
Шаг 1. Изучайте
Понаблюдайте, в каких ситуациях ваш ребенок кусается дома. Кусает ли он членов семьи или других детей во время совместных игр? Когда это происходит? Может быть, ребенок не ведет себя так по отношению ко всем? Есть ли люди, которые не кусаются ни при каких обстоятельствах? Каковы отношения с этими людьми? Такие наблюдения могут очень помочь в выявлении причин кусачего поведения.
Шаг 2. Ищите причину
Поиск причины Одна или несколько причин могут быть установлены путем наблюдения. Например, допустим, ребенок кусается потому, что: - выражает негативные эмоции (гнев, обиду, раздражение) или позитивные (радость, доброту).Не нужно насильно подавлять такие сильные эмоции. Научите их правильно и безвредно выражать свои эмоции. Покажите приемлемые способы выплеска энергии. Ребенок злится? Пусть он топает ногами, кричит или бьет подушку. Он/она кусается от нежности? Позвольте ему в ответ поцеловать или обнять.
- не может выразить свои чувства словами. Если ребёнок ещё маленький, научите его выражать свои потребности и эмоции жестами. В возрасте от двух лет на помощь приходят ролевые и сюжетные игры. Моделируйте игру в зависимости от ситуации. Например, у ребёнка забрали игрушку, в ответ он укусил обидчика. Проиграйте этот сюжет и научите ребёнка говорить «Нет!» вместо того, чтобы кусаться. Через некоторое время эта модель поведения закрепится в сознании малыша;
- воспринимает укусы как элемент игры. Возможно, вы сами провоцируете его? Во время качания на качелях, догонялок или игры в «гуси-лебеди» вы делаете вид, что кусаете ручку или ножку? Ребёнок очень быстро перенимает такое поведение и переносит эти элементы в игры со сверстниками. Пересмотрите совместные активные игры с малышом и не кусайте его даже в шутку; - привлекает внимание взрослых. В этом случае малыш будет рад любому вниманию, даже наказанию за плохое поведение. Ваша задача — подарить ему максимум тепла и нежности. Рассказывайте ему о своей любви. Играйте, читайте книжки, лепите из пластилина, гуляйте. И почаще хвалите! Ребенок должен чувствовать вашу заботу и любовь;
- привыкает к новой обстановке в садике. Если проблема проявилась при адаптации, необходимо снизить градус психологической нагрузки. Попробуйте забирать его пораньше, чтобы сократить контакт ребёнка с раздражающими факторами. Обеспечьте ему спокойное времяпрепровождение в кругу семьи. Организуйте для него дома дополнительное пространство: тихое место, где малыш сможет при желании побыть один;
- берёт пример с других детей в садике. Спросите у воспитателей, так
Шаг 3. Помогите малышу осознать причину
«Ты расстроился, поэтому укусил меня», «Ты рассердился, что Максим не поделился с тобой игрушками». Когда вы начинаете проговаривать проблему вслух, ребёнок сам начинает её осознавать. Объясните малышу, что именно он чувствует в данный момент. Потом он научится сам говорить о своих переживаниях, и потребность в кусании пропадет.
Шаг 4. Следите за своей реакцией
Не улыбайтесь, не умиляйтесь и не игнорируйте, если ребёнок кусается. Прикройте его рот рукой, установите контакт глаза-в-глаза и чётко, без агрессии, скажите: «Так делать нельзя никогда и ни с кем». Если малыш не слушает и пробует снова укусить, лишите его зрительного контакта. Не обращайте внимания и покажите, что сейчас вам неприятно с ним общаться. В следующий раз, когда ребёнок попробует вас укусить, нарочно громким и резким голосом вскрикните или скажите: «Мне больно!». На впечатлительных детей это производит хороший эффект.
Шаг 5. Выступайте единым фронтом и будьте последовательны При агрессивных действиях со стороны ребёнка защищайте других членов семьи. Например, мальчик укусил сестру. Папа должен сказать: «Нельзя кусать мою дочку!». Вся семья и воспитатели в садике должны придерживаться единой линии поведения. Недопустимо сегодня разрешать топать ногами и кричать вместо кусания, а завтра за это же наказывать ребёнка.
Как может помочь воспитатель
Педагог должен понимать, что маленький «кусака» — не агрессор, а скорее заложник ситуации. Если ребёнок в саду кусается, то воспитатель должен знать, что делать. Поделитесь с воспитателем своими наблюдениями. Порекомендуйте, какой способ подходит именно вашему ребёнку, ведь никто не знает его лучше вас. Мудрый педагог обязательно прислушается и пойдёт на встречу. Вот чем может помочь воспитатель, чтобы решить проблему как можно быстрее:
Разнообразить игры
Если ребёнок склонен к проявлению агрессии, педагог может организовать наиболее экологичный способ для ее высвобождения. Например, обеспечить ребёнку больше двигательной активности или разрешить кричать (как вариант — устроить соревнование по писку, крику или громкому пению).
Контролировать ситуацию Воспитатель должен следить за поведением ребёнка и предотвращать конфликтные ситуации. Обычно «кусака» выбирает нескольких детей в качестве жертв. Необходимо научить их правильно реагировать и не давать себя укусить.
Хвалить В ситуации, когда малыш уже собрался по привычке укусить оппонента, но вовремя одумался. Воспитатель обязательно должен подчеркнуть, какой он молодец, и проявить радость, что ребёнок поступил именно так.
Рассказывать сказки
Сказкотерапия — мощный и очень доступный инструмент воздействия. Попросите воспитателя рассказать о мальчике, девочке или животном, с которыми никто не хотел дружить, потому что они кусались. На примере ребёнку будет проще понять, что проявлять свои чувства через агрессию недопустимо.