Наталья Зверева
Консультация для родителей «Почему необходимо развивать сенсорику?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, как точно малыш научится воспринимать предметы и пользоваться полученными знаниями. зависит обучение в будущем. Ранний возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В самые первые годы жизни ребёнок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. с 0-3 лет развитие органов чувств идёт очень интенсивно. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Ребёнок прикасается к предмету, пробует на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький, теплый, холодный и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Почему необходимо развивать сенсорику?“» размещена в разделах
Планируя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее :
- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста;
- усвоенные знания необходимо закреплять, постоянно пользуясь ими;
- занятия с малышом должны быть основаны на подражании взрослому, а не на объяснении;
- необходим эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком;
- в совместной деятельности взрослого и ребёнка должны присутствовать одновременно элементы игры и обучения;
- для закрепления знаний и умений нужно многократно повторять материал;
- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитание стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о цвете. форме, величине. Важно. чтобы эти представления были разнообразными. Ребё нка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими фигурами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять размер. цвет, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве основной задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, выделять отдельные величины. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обсуждение ребёнка в школе.
Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь старше, ребёнок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще играть с ними в игрушки, вместе гулять по улице, подражать их действиям.
Ребёнок может продуктивно заниматься только тогда. когда ему интересно. Приведу несколько игр, которыми можно заинтересовать ребёнка.
1. Конусная пирамидка - прекрасный тренажёр. Помогающий усвоить величину предметов. сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходит от их величины. Затем предложите повторить увиденное самостоятельно. В случае ошибки объясните малышу, что он сделал не так.
2. Разложи кубики. Предложите ребёнку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
3. Найди твой цвет. Дайте ребёнку три игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.
4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи. Задача ребё нка: опустить руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать, что это.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с окружающим миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- развивает внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной памяти;
- позитивно влияет на эстетическое чувство4
- является основой для развития воображения;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Не стоит забывать, что игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.
Использованная литература: Методическое пособие для родителей. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина "Воспитание ребёнка с ОВЗ", М. АРКТИ, 2007