Виктория Укладова
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анкетирование (предварительное)
Анкета
1 Какие произведения читали ребенку до прихода в детский сад?
2 Какие произведения сейчас просит прочитать ваш ребенок?
3 Как часто вы читаете книги ребенку перед сном?
4 Кто обычно читает ребенку книгу перед сном?
5 Что изменилось в интересах ребенка к книге с приходом в детский сад?
6 Любимая (любимые) книги вашего малыша?
7 Как часто вы покупаете вашему ребенку книгу?
8 Считаете ли вы, что книга – это хороший подарок для вашего малыша?
9 Как ваш ребенок относится к книге?
10 Какие произведения ваш ребенок может пересказать самостоятельно?
Публикация «Консультация для родителей „Роль сказки в развитии и воспитании малыша“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
1. Презентация любимых книг. Выставка в группе «Моя любимая книжка» (в течение месяца).
2. В День открытых дверей: Показ детьми сказок: «Репка» (по желанию детей) с использованием шапочек-атрибутов. «Теремок» (из числа говорящих детей) с использованием настольного театра.
3. В День открытых дверей: Выступление воспитателя перед родителями «Советы по работе со сказками».
«Книга – источник знаний»
Результаты анкеты показали, что с приходом в детский сад, дети стали более осознанно и внимательно слушать книги, изменилась речь, стали рассказывать, возрос интерес к литературе.
Была проведена презентация любимых книг, которая показала, что не всегда правильно выбирается книга для ребенка и при прочтении таких книг в группе воспитателями, дети слушали невнимательно. Чаще всего, не понимая до конца содержание произведения. При отборе книг для детей младшего дошкольного возраста приоритет нужно отдавать фольклорным и поэтическим произведениям, сказкам.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве. О связи человека с природой, с предметным миром, позволяют увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутреннее желание к помощи, к защите.
Не обязательно говорить с ребенком о сказке сразу после ее прочтения. Лучше в тот же день попозже или на следующий день. Хорошо, чтобы к такому разговору был бы какой-то житейский повод. Но прежде всего, нужно избегать соблазна использовать сказку для морализаторства.
Детям младшего дошкольного возраста нужно повторение прочитанного и не несколько раз, а в течение двух недель не менее.
Ребенку трудно за один раз разобраться в сказке, обжить ее, усвоить. Нужно прочитать сказку еще и еще раз (иногда даже повторить ее сразу же) совершенно естественно с точки зрения детского восприятия.
И вместе с тем – это снова и снова дает нам дополнительные возможности для обсуждения важных вещей, для привлечения внимания к различным подробностям повествования. Сегодня к одним, завтра к другим. Для детей важно не только и не столько умственное восприятие, сколько переживание с помощью игры.
Поэтому можно воспользоваться сюжетом и персонажами прочитанной сказки в качестве исходного игрового импульса.
Самое главное, что во время творческого взаимодействия со сказкой продолжается ее внутреннее освоение. Происходит закрепление образа, принятие его в багаж внутренних ассоциаций.
Предлагаем вашему вниманию комплекс игр, которые помогут лучше запомнить сказку, а также будут способствовать лучшему развитию творческого воображения, фантазии. Связной монологической и диалогической речи. (Раздать каждому родителю на руки)
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запомнить последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагается изображение двух героев из сказок. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной и связной речи, помогает лучше запомнить последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «Озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазине.
По порядку перед ребенком выкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев. Различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку ориентироваться в мире сказок. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их. Он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь. Знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.