Людмила Зарубина
Роль семьи в воспитании малыша
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании малыша.
«…Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать
И сложность в жизни видеть».
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Культура речи представляет собой отражение личности человека, она формируется личностью, она же и формирует личность. Подавать негативные примеры общения в кругу семьи и рассчитывать на воспитание во всех отношениях культурного человека бессмысленно. Мудрые народные пословицы гласят:
Публикация «Роль семьи в воспитании малыша» размещена в разделах
«Яблочко от яблоньки недалеко падает», «Что посеешь, то и пожнешь».
Культура общения – не соблюдение каких-то предписаний. Не нужно заставлять малыша употреблять в речи «волшебные слова». «добрый пример – лучший учитель».
Жизнь показывает, что без обучения с малых лет любви к родному краю, стране, культуре и традициям своего народа, без претворения в жизнь этих знаний на практике, мы рискуем воспитать поколение потребителей.
В начале двадцатого века философ Иван Александрович Ильин писал:
«…Человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам…»
Очень актуальны его слова сейчас. Как просто меняют свое вероисповедание многие люди, особенно женщины. А в результате не знают ни культуры, ни традиций ни своего народа, ни того, чью веру приняли. Часто это кончается плачевно.
А как мало стало мам, да и чего скрывать – бабушек, поющих малышам колыбельные песни. Народная педагогика основана на вере в то, что ребенок с первых дней жизни мыслит и материнская песня, попадая ему в душу, потом отзовется. В Дагестане о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен».
Когда человек поет, он переходит в эмоциональную, духовную сферу; в пении он раскрывается, становится самим собой. Сегодня люди редко поют для себя, к сожалению. Одни – потому, что превыше всего ставят свое собственное «я», а в таком состоянии невозможно быть открытым, а значит и петь. Другие просто стесняются, потеряв способность к пению по простым причинам:
в детстве им не пели колыбельных,
в отрочестве они не наблюдали своих родителей поющими,
современные мамы не знают ласковых и нежных песен.
А когда-то колыбельная песня была непременным элементом традиционного быта русского народа. Дите засыпало под баюканье матери («баять» - говорить). Колыбельная в народной педагогике рассматривалась как оберег: «баю-баюшки, баю, не ложися на краю». Она не только усыпляла, но и воспитывала, знакомила с окружающим миром – животными, птицами, деревьями. Птицы, звери, даже страшный волк называется в песенке ласково: волчок, котик, гуленьки. Все персонажи трудятся, например, котик «люлечку качает».
На любой обряд была своя фольклорная песня. Как красивы были свадебные обрядовые песни и сами обряды. Чего стоит посмотреть обряд венчания.
Ученые говорят, что современному человеку необходимо для «профилактики души» петь хором хотя бы раз в месяц.
Очень жаль, но многие современные родители озабочены иным. Многие семьи оказались обездоленными духовно и уже не так важно чья это вина. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа государства. Именно там юная жизнь начинает свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой. Нужно проводить большую работу по возрождению народной культуры, традиций, фольклора.
Никакой компьютер, магнитофон не заменит живого языка близкого человека, родней которого для крохи нет. Мама и папа являются неоспоримым авторитетом у малыша, поэтому так важно непосредственное общение с ребенком и важен тот «багаж», который они смогут ему дать. Хочется обратиться ко всем мамам и папам словами А. С. Макаренко:
«Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни…».
От себя же добавить: «Желаю Вам воспитывать кроху в лучших традициях своего народа». И пожелать удачи в этом нелегком труде.
Рекомендуемая литература:
Бударина Т. А. Корепанова О. Н. «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Детство- пресс» 2001г.
Васильева З. П. «Мудрые заповеди народной педагогики» М. «Педагогика» 1983г.
Князева О. П. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство- пресс» 2000г.
Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб 2006г.
Новицкая М. Ю. Маринкова Е. В. «Родной дом» М. «Просвещение» 2007г.