Светлана Глухова
Консультация для родителей «Сотрудничество семьи и ДОУ в коррекции речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество семьи и ДОУ в логопедической работе – важное условие успешности коррекцинно- развивающего процесса.
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит, в первую очередь, от взрослых - родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Публикация «Консультация для родителей „Сотрудничество семьи и ДОУ в коррекции речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них правильной речи. Что же следует делать, чтобы речь у ребёнка развивалась вовремя, правильно, чтобы малыш рос активным, коммуникабельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, физиологи, воспитатели, учителя - логопеды….
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Родителям необходимо приложить достаточно усилий для его развития и всегда помнить: каким бы не был малыш, он самый лучший, самый любимый для мамы и папы. А мы, педагоги, видим в родителях своих активных союзников. Для нас нет помощников лучше, чем старательные, внимательные и ответственные мамы и папы, заботливые бабушки и дедушки.
Дети, с которыми мы, логопеды, работаем, тоже наши самые любимые и дорогие. Работая с ребёнком, даже совсем маленьким, который только начинает говорить, мы стараемся не только помочь преодолеть возникшие у него трудности, но вкладываем в малыша частичку своего сердца, своей души. Радуемся, наблюдая, как на наших глазах меняется ребёнок, расширяется круг его возможностей, речь его становится понятней, богаче и ярче. Конечно, процесс работы над речью бывает длительным и непростым. Зато потом наши совместные усилия приносят замечательные плоды.
Вопросы взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда с родителями сегодня особенно актуальны. К сожалению, с каждым годом детей, имеющих проблемы в речевом развитии, становится всё больше. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя-логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей – важнейший аспект повышения результативности коррекционного обучения.
Речь ребёнка развивается только тогда, когда у него есть возможность постоянно общаться с любящими его людьми, расширять свои познания об окружающем мире, узнавать что-то новое, накапливать свой личный опыт. Создавая ребёнку определённые условия и развивающую среду, где бы он мог экспериментировать, открывать ещё неизведанные страницы этого удивительного мира, мы сможем добиваться от малыша ответной реакции на наши усилия, слова и действия. При работе с семьёй необходимо помнить, что родители – самые заинтересованные участники коррекционно- педагогического процесса.
Эффективная форма выявления динамики развития ребёнка – систематическое проведение индивидуально-практических занятий в присутствии родителей, (как правило, мамы, помогающих им в правильном и содержательном взаимодействии со своим ребёнком. Индивидуальная программа работы с семьёй, личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимы для успешного сотрудничества с ребёнком. Не менее важны учёт индивидуальных и личностных особенностей малыша, результатов его психолого-педагогического и логопедического обследования, а также учёт индивидуальных и личностных особенностей родителей, уровня их педагогической компетенции и особенностей взаимоотношений с ребёнком.
Коррекционно- развивающая форма работы с семьёй включает в себя три этапа.
На первом учитель-логопед работает с ребёнком самостоятельно, а мама присутствует и фиксирует весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать логопедические действия и их последовательность. В дальнейшем логопед проверяет выполнение домашнего упражнения: что получилось, а что вызвало затруднения. Определив причину неудачи, можно изменить характер или вид задания.
На втором этапе маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком (совместной пальчиковой гимнастике, артикуляционных упражнениях). Со временем мама начинает занимать всё более активную позицию.
На третьем этапе ей можно предложить закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с ребёнком задание.
Таким образом, индивидуально – практические занятия – эффективная форма обучения родителей элементарным методам коррекционно- развивающей работы с ребёнком. У родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «родитель – ребёнок» и «родитель – педагог», повышается уровень педагогической компетентности, формируется адекватная оценка возможности ребёнка, повышается эффективность коррекционно- развивающего процесса.
Занятия с ребёнком – дело серьёзное и ответственное. Ведь перед нами, учителями-логопедами и родителями не стоит задача проводить с ребёнком уроки. Нам необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы организовать для малыша такую среду, в которой он будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной и грамотной.
Родители – естественные и самые главные учителя своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребёнку, вера в его силы и способности, поддержка в любых ситуациях. А чтобы родители захотели и смогли участвовать в жизни детского сада, их надо «впустить» в него, руководствуясь девизом: «Родители – не гости, а полноправные члены команды ДОУ».