Светлана Патракова
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему у детей задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражение нервной системы. В чём причина задержки речи?
Считалось, что главное от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители обычно получают совет – больше разговаривать с детьми. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности. Но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Публикация «Консультация для родителей „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
Может быть, развитие моторики рук зависит от моторики речи в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка.
Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период. Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Детям дошкольного возраста можно предложить - мозайку (мелкую и крупную, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них камушек по цвету и величине. - наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук). - наборы колец разной величины для нанизывания их на стержни. - наборы шнурков различной толщины для развязывания и завязывания. - наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь).
Эти игры проводят в детском саду, но можно и нужно проводить их дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира, предметы животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево». Ориентироваться в сторонах собственного тела, зеркального отображения.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.