Людмила Богушева
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Когда в семье появляется малыш, все внимание близких и родных направлено на это крошечное чудо! Ребенок с первых минут жизни чувствует связь между собой и матерью. И это не только потребность в питании и уходе, это потребность в общении посредством тактильных ощущений и, конечно, речи.
С незапамятных времен к новорожденному обращались ласковыми словами, хвалили, приговаривали, иначе сказать – «пестовали» ( отсюда и название фольклорных форм: «пестушка», «прибаутка»
Как у нашего Вашюши,
Ручки беленькие,
Ножки крепенькие.
Щечки румяные,
Глазки ясные.
Голосок звонкий,
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Да такой громкий!
При этом поглаживали головку, ручки, ножки малыша, естественным путем выполнялся массаж. А напевная мелодичная речь взрослого успокаивает малыша, создавая чувство комфорта и защищенности. Это также способствует слуховому восприятию, развитию речевого аппарата ребенка.
Наверное, каждая мамочка знает игру «Сорока-белобока»
Сорока-белобока кашку варила,
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала…
Круговые движения по ладошке, загибание пальчиков по одному – ведь это ничто иное, как пальчиковая гимнастика! Мудрость народа, передающаяся из поколения в поколение, учит намного большему, чем мы порой считаем.
Спросите любого взрослого, и он назовет множество считалок, потешек, дразнилок, прибауток, которые помнит с раннего детства. Ничто не запоминается так ярко, как детский фольклор. И это можно и нужно применять в повседневной жизни для активизации и развития речи детей!
Рассмотрим вопрос использования пальчиковой гимнастики с научной точки зрения: Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.
Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста.
В детском саду мы активно применяем пальчиковую гимнастику, как в режимных моментах, так и при проведении образовательной деятельности. В раннем возрасте используются несложные, короткие, выразительные стихи, потешки, при этом ребенок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняет несложные движения пальчиками, кистью, сжатыми кулачками.
Потешка
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
(Загибают поочередно по одному пальчику)
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Хлопки в ладоши)
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять!
(разгибают по одному пальчики, сжатые в кулачек)
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
(Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
(загибают по одному пальчику)
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(Раскрывают пальчики веером)
В среднем дошкольном возрасте усложняются действия, текст может быть объемнее.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»).
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу, коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»).
Паучок ползет опять,
(Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове)
Пчелки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "елке".)
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать,
(Дети заглядывают в "улей")
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)
Я стучу, стучу по елке,
(Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки)
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими, «пчелки летают»)
Раз два, три, четыре, пять!
Червячки
Ладони лежат на коленях или столе)
Раз, два, три,четыре, пять,
(Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
(Идут по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает
(Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз)
Головой она кивает,
(Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Каркает:"Вот и обед!"
(Сжимают кулачки, прижимают их к груди)
Глядь - а червячков уж нет!
В работе со старшими дошкольниками, пальчиковой гимнастике также уделяется большое внимание. При этом педагогом ставится цель: формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Приведу конкретный пример:
Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире
Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите научиться? Повторяйте за мной.
Раз (хлопок в ладоши).
Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
Три (хлопок в ладоши).
Четыре (правая рука — перед лицом, ладонь смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь правой руки; локоть левой руки на уровне плеча).
Жили (хлопок в ладоши).
Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).
На (хлопок в ладоши).
Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).
Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку).
Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).
Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
Челяби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз).
Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).
(Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби»)
Загляни под печку
Наигрались, нагулялись пальчики (круговые вращения кистями рук, зашли в дом, легли на печку (ладони обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу, чуть отведены от туловища).
Только уснули пальчики-мальчики, как под печкой кто-то зашуршал (произносят звук «ш-ш-ш-ш»).
Полез Иван под печку посмотреть: не мышка ли норушка? (Большие пальцы обеих рук согнуть и положить под ладонь, подушечки остальных пальцев плотно прижаты к столу)
Никого не увидел Иван и вернулся на печку (большие пальцы принимают и повторяют).
А под печкой снова кто-то шуршит («Ш-ш-ш-ш»).
Полез под печку Степан, затем Сергей и т. д. (Все пальцы по очереди выполняют то же движение, что и большие. После каждой манипуляции дети произносят звук «ш-ш-ш-ш».)
Спугнул Никитушка мышонка, забрался на печку, все братцы потянулись (пальчики поднять вверх 3 раза, ладони не отрывать от стола) и крепко-крепко уснули.
(Во время выполнения движения одного пальца все остальные подушечками плотно прижаты к столу.)
Уважаемые родители! Пальчиковая гимнастика успешно может использоваться дома. Ее проведение не требует выделения особого времени, ведь провести ее можно в процесс выполнения повседневной домашней работы. Ребенку будет интересно, если мама предложит «размять и потренировать» пальчики перед началом совместного дела. Несомненно, это еще и возможность поделиться положительными эмоциями, создать хорошее настроение! А заучивание художественных текстов полезно не только детям, но и взрослым. Это прекрасно тренирует память. Можно и самим сочинять на ходу текст и действия, главное, чтобы это приносило удовольствие и ребенку и вам. Обязательно нужно подкреплять похвалой успехи ребенка. Тогда он будет уверен в своих возможностях. Вспомните о пальчиковой гимнастике во время отдыха на природе, прогулке по парку, во время поездки в автобусе. Поверьте, это не только полезно для ребенка, это - минуты общения с самыми близкими и родными, которых нам так порой всем не хватает!
Вы всегда можете обратиться за помощью к воспитателю, мы с удовольствием поделимся с вами множеством вариантов пальчиковой гимнастики, учитывая возраст, индивидуальные особенности, интересы вашего ребенка. В группе имеется картотека пальчиковой гимнастики. Многое детям уже знакомо, что-то еще предстоит попробовать, запомнить и научиться выполнять. А если мы будем прилагать совместные усилия, то результат обязательно порадует всех нас!