Анна Плясунова
Консультация для родителей от педагога-психолога «Как формировать эмоциональный словарь у детей дошкольного возраста?»
Формирование эмоционального словаря у детей дошкольного возраста.
В психологии и педагогике существует такое понятие как эмоциональное воспитание. К сожалению, не все взрослые знают об этом и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эсте-тические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выра-жать.
Публикация «Консультация для родителей от педагога-психолога „Как формировать эмоциональный словарь у детей дошкольного возраста?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства и регулирует их проявление. Основная задача взрослого познакомить ребенка с миром эмоций, т. е. сформировать эмоциональный словарь дошкольника.
Возрастные нормативы развития эмоционального словаря.
• Возможность понимания и вербализации (условием этого является нор-мативная по возрасту сформированность речи) эмоционального состояния воз-никает у детей уже в возрасте 2,5-3 лет в виде глаголов действия, имеющих от-ношение к данному эмоциональному состоянию: «мне нравится», «он хороший», «он плачет» и т. п, Таким образом основными категориями яв-ляются: «плохой», «хороший», «нравится — не нравится», т. е. описание фи-зиологических состояний.
Чем младше ребенок, тем более он пытается изобразить увиденные эмоции мимически. В то же время вплоть до возраста 6-7 лет такое поведение ребенка можно рассматривать как нормативное.
• В возрасте от 3,5 до 5 лет стоит формировать базовые эмоции: радость, грусть, злость. В речи ребенка возможно использование таких определений, как «злой», «добрый», «веселый». Хотя еще остаются и «глагольные» определения: «плачет», «смеется» и т. п. Ближе к 5 годам уже становится доступна определенная дифференциация обозначения эмоциональных состояний: вместо «злой» — «сердитый», вместо «веселый» - «радостный».
• В период 5 - 7 лет нормативно развивающимся детям уже полностью доступны эмоциональные дифференцировки типа «сердитый», «грустный», «ра-достный». После 6 лет возникают более «глубокие» определения: «недовольный», «рассерженный» и т. п. К 7 годам ребенок должен в состоянии адекватно понимать и вербализовать практически все базовые эмоциональные состояния: радость, страх, злость, приветливость, интерес, стыд, вина, обида, удивление. Поэтому следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности (просить детей давать развернутые и обоснованные ответы).
Читаем сказки и развиваем эмоциональный словарь ребенка.
Вопросы, которые необходимо задавать ребенку 3-5 лет во время чтения сказок и рассказов.
1. Какое настроение стало у героя, когда? Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают оттенки эмоций.
2. «Каким стал герой?» Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают состояние персонажа, испытывающий оттенок эмоций. Обратите внимание детей на экспрессию, действия героев в эмоциональной ситуации. Для этого используйте иллюстрации, в которых экспрессия хорошо видна, или экспрессивные этюды, в которых одни дети показывают изучаемые эмоции, а другие наблюдают их.
3. «Что делают герои, которые чувствуют.? Этот вопрос активизирует слова, которые описывают действия, экспрессию персонажа, испытывающего оттенок эмоций.
4. «Какими словами мы называем человека, который часто.? Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего определенную эмоцию часто. Попросите детей вспомнить, какие они испыты-вали эмоции в конкретных ситуациях, и рассказать от них. Это поможет осо-знать собственный опыт познакомить с опытом других детей.
Вопросы, которые необходимо задавать ребенку 5-7 лет во время чтения сказок и рассказов.
1. «Что почувствовал персонаж, когда? Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций (страх, беспокойство, вол-нение, тревога).
2. «Какими словами можно выразить, что герой очень сильно или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?» Когда дети отвечают на эти во-просы, они начинают понимать оттенки эмоций.
3. Если ребенок знакомится с новой для него эмоцией, то задайте вопрос: «Как выглядит и что чувствует человек, который?» Этот вопрос активизиру-ет в речи детей слова, которые описывают действия героя, переживающего эмоцию (ликование, восторг – улыбается, смеется).
4. «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, бес-покоится, (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать но-вые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д». Этот вопрос активизирует в речи де-тей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию.
5. Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоци-ональной лексикой. (Почему он загрустил? Что мне сделать, чтобы ты больше не боялась) Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает бо-лее сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт.
4 основных правила формирования эмоционального словаря дошкольника.
1. Эмоция - это не предмет, а внутреннее состояние человека, поэтому всегда связывайте слова, которые обозначают эмоции, с конкретной ситуацией.
2. Освоение эмоционального словаря – часть общего развития речи, по-этому взрослый должен одновременно знакомить ребенка с эмоциями и фор-мировать у него единство лексической, фонетической и грамматической сторон речи, развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Существует тенденция к появлению в более раннем возрасте в словаре эмоций тех слов, которые чаще употребляются в устной речи взрослого. Взрослый – пример для ребенка.
4. Учитывайте индивидуальные способности, возможности и потребности дошкольников.
1. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений.