Аксёнова Наталья Александровна
Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Использование дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически с первых дней его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста, Использование дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Первыми воспитателями и учителями реб нка являются родители, поэтому игры и занятия со своим малышом в домашних условиях имеют огромное значение. На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у реб нка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. Хотя точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т. п.).
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного
развития таков, что у реб нка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, реб нок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова- названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Наиболее характерны для реб нка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях реб нка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матр шками, грибочками.
Первоначально сравнение является приблизительным: реб нок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия – в процессе повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цвета (красный, ж лтый, зел ный, синий, ч рный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.
Реб нок ещ не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матр шки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр с детьми раннего возраста.
Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Реб нку бесполезно говорить правильные названия геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, овал, круг и треугольник, хотя они их различают уже в
первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для
«крыши» и т. д.
Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отста т от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой»,
«разные», «не такой». К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов.
Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае реб нок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещ не значит, что реб нок понимает суть этих слов. Распределение внимания у реб нка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и синий, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок будет ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.
В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у реб нка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. В процессе игр по сенсорному развитию у реб нка оказываются сформированными при мы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета,
формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются уже без предварительных примериваний.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий
– характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у реб нка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.
У реб нка появляется стремление более ч тко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.
После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :
признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
личине и другим свойствам при выборе из четыр х разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.
выборе из четыр х разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.).
характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и кот нка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).
бозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками : лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет).
-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпл нок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).
самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определ нного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
-названиями цвета, но
часто в отрыве от конкретного предмета.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений, например:
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Предложите ребенку выполнить задание по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх закрепляются сенсорные эталоны – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает
угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.
«Подбери крышку к коробочке»
Подготовьте коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная, соответствующие им крышки и мелкие игрушки. Предложите ребенку разложить игрушки по домикам и закрыть домики нужными дверцами.
«Забавные прищепки» (крышечки)
Предложить ребенку на цветные поля (вырезанные из цветного картона) посадить бабочек такого же цвета.
Уважаемые, родители!
Ваша фантазия превратит любой бросовый материал в интересные игры для сенсорного развития малышей!